среда, 22 апреля 2020 г.

Немного оптимизма с Агатой Кристи

«…Ярко светит солнце над Парижем.
Но не радует оно простых парижан.
 Печально поют соловьи в Булонском лесу…»
Из советской прессы, 1975 г.
О Париже ничего не могу написать, я там не была. И скорее всего уже не побываю. А жаль…
Я напишу немного про оптимизм. Оптимистка ли я? Скорее «нет», чем «да». Я очень люблю поныть на тему: «Все плохо, мы все умрем». Я во всем ищу «подводные камни» и отрицательные стороны. Первое, за чем я бросаюсь, это – солома, которая обязательно нужна, чтобы подстелить.
Такой была моя мама, она во всем видела отрицательные стороны, и раньше меня это страшно бесило. Хотим мы этого, или не хотим, замечаем или нет, но с возрастом мы становимся похожими на своих родителей. И не только внешне. Замечают это только те, кто знал наших родителей в те времена, когда они были в том возрасте, в котором находимся мы сейчас. Много ли вокруг вас таких людей? Единицы, а то и вообще нет.
Да, меня опять куда-то в сторону повело. Так вот, об оптимизме. Может быть, я и не оптимистка, но бороться я буду до тех пор, пока молоко не станет маслом. Если что, то я про двух лягушек, упавших в жбан с молоком.
Мои детские и юношеские годы пришлись на период застоя, который многие вспоминают с ностальгией, другие обзывают «совком», а теперь начинают постепенно называть периодом стабильности. Начало моей взрослой и самостоятельной жизни совпало с началом перестройки. Вот уж где большинство было полно оптимизма. «Перемен! Мы требуем перемен!» - пел Виктор Цой. Мы все (большинство) ждало перемен, каких-то свобод и все это представлялось веселым праздником. И только мудрые древние китайские философы предупреждали: «Не дай бог жить в эпоху перемен». Как они были правы! Потому что то, что последовало дальше…
Но даже в том времени, которое последовало дальше я была полна оптимизма. Я была молода, вся жизнь была впереди. Мы с мужем в декабре 91-го вскочили в «последний вагон», наверное, последние из «простых смертных» получили бесплатную двухкомнатную квартиру. Это было счастье, не сравнимое ни с чем, несмотря на то, что мы долго жили в одной комнате (мебели было не купить), у нас не было ни ночных штор, ни люстр, списанные стулья муж принес с работы. Наш семейный паровоз летел вперед, подпрыгивая на ухабах. Мы вместе проваливались в экономические ямы, а затем постепенно снова взбирались на горки материального благополучия. У каждого из нас были свои успехи и потери в работе, взлеты и падения, свои кризисы, были и разлады в отношениях. Жизнь – это не сказка о том, как «они жили и умерли в один день».
И вот, на старости, так сказать, лет, похоже, что придется пережить еще один кризис. Экономический, я очень надеюсь на то, что только экономический. Господи, возьми с нас деньгами!
Так вот, о чем это я? Об оптимизме.
Наткнулась я на рассказ о жизни Агаты Кристи. В детстве и юности она была одной из моих любимых писательниц. Теперь я больше люблю смотреть фильмы по ее произведениям. Мисс Марпл всегда искала аналогии произошедшего с тем, с чем она уже встречалась в своей жизни. История движется по спирали, все уже было, есть и будет, только в других декорациях.

Эта история о жизни незаурядной женщины, которая писала хорошие книги, возможно, как раз потому, что жизнь ее не была простой и не всегда благополучной.
…Во время Первой мировой Агата Кристи была молода. Она работала в госпитале, первый муж воевал в авиации. Продуктов мало было, работы - много, но была надежда и молодость была. Вся жизнь впереди! И еще полно сил, запас энергии огромный в молодые годы...

А во время второй мировой Агате было уже под пятьдесят. Она стала известной писательницей, ее книги издавались на всех языках. Она купила прекрасный дом с садом; и еще несколько домов. Бедность осталась в прошлом, настало время воплощать мечты.
И замуж Агата Кристи вышла счастливо, по любви, за археолога моложе себя на 14 лет. Забылась боль предательства, которое совершил горячо любимый первый муж. Началась хорошая жизнь!

Жизнь удалась! - и шла мирно, счастливо, в достатке и довольстве. И тут - бах! - снова война. Воздушная тревога, продукты по карточкам, книги не очень-то покупают, - не до детективов в такое время. Это понятно. А муж уехал в Каир по работе, Агата осталась одна.
Все рухнуло, можно так сказать. И остальные дома забрали временно, по закону военного времени. В них разместили солдат, сделали казармы. Наверное, тяжело было стареющей женщине оказаться снова в тревоге и в опасности. И лишиться большей части дохода. 

Кто знает, чем вообще кончится война? Конечно, в Англии было получше, чем у нас, что говорить. Но все равно приятного, знаете ли, мало.
Агата Кристи просто снова пошла работать в госпиталь. Добровольно. Потому что настало тяжелое время и надо помогать своей стране. Она даже и не рассуждала, просто пошла работать. Надела белый халат и принялась помогать раненым, - а как иначе?
Потому что жизнь переменчива, об этом надо помнить. Это Агата поняла давно, - когда была на раскопках на Ближнем Востоке. Ее поразила мудрость местных жителей: пока все хорошо, пользуйся дарами судьбы и радуйся им. Когда придут черные дни, терпи и борись. Вот и вся мудрость жизни. Потому что жизнь переменчива. Это и есть суть жизни.
И в тяжелые годы жизнь продолжалась. Агата работала и книги писала. Потому что война кончится. Мы победим, - надо надеяться на это. И книги снова будут нужны. А с потерей домов придется смириться, - условия изменились, их надо принять.
Надо просто делать то, что от тебя зависит. И помогать теми знаниями и умениями, которые у тебя есть.
Потом Макс, муж Агаты, вернулся домой. И они обнялись. Агате было уже за пятьдесят, - ну и что? Жизнь продолжалась. Ее только смутило, что она растолстела от картошки, - богатая писательница в войну питалась картошкой, как все. И радовалась, что еда есть.
Ведь многие гибли с голоду в других странах, она это понимала. Многие отважно воевали, - ну, а она делала то, что умела. Писала книги и работала в госпитале...

Она прожила восемьдесят пять - долгую жизнь.
Ничто не поддерживает нас так, как история чьей-то жизни, не вымышленная, а реальная история.
Когда мне становится грустно и в голову лезут дурные темные мысли, я перечитываю одну из любимых книг, смотрю уже знакомый фильм или иногда читаю истории Анны Кирьяновой. И эту историю об Агате Кристи я тоже взяла у нее. Вот тут https://zen.yandex.ru/media/anna_kiryanova/pochemu-nado-priniat-sudbu-kak-agata-kristi-v-piatdesiat-perejivala-krizis-5e9a8f8e4f5630594cd70242.
Условия изменились, и это надо принять.
Надо просто делать то, что от тебя зависит.
Когда придут черные дни, просто терпи и борись.
Давайте, будем оптимистами, будем надеяться, что дни будут не такие уж черные, а бороться мы будем на маленьком участке своего личного фронта за благополучие своей семьи.
Терпения всем нам! Осталось совсем недолго! И не смотрите телевизор, там все время говорят разные гадости.

P.S. А ведь хотела всего-навсего написать про неожиданно придуманный цзацзуань для блога «Нескучная пятница», о том, как цветут нарциссы в поместье и об искателях раковин.


18 комментариев:

  1. Ну и хорошо, что написали. Оптимизма мне точно не хватает сейчас, но вот прочла пост и подумала: в нынешних обстоятельствах от меня ничего не зависит, значит жди и надейся в скором времени улететь домой. А пока радуйся общению с внуками и дочкой. Да новому телефону, подарили дети. Как сказал муж- утешающий приз за вынужденную задержку и за помощь с детьми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Во всем можно найти свои плюсы. Когда бы Вы еще смогли столько пообщаться со своими внуками. Они маленькие, для них каждый день, как для нас неделя. Они на всю жизнь запомнят это время, когда с ними была бабушка, которая читала, играла, путешествовала вместе с ними. Вы станете одним из лучших воспоминаний их детства. А домой все равно хочется, это да.

      Удалить
  2. Сейчас наступили тяжелые времена. Страшные (не побоюсь этого слова). Но все рано надо жить и надеяться! Марина, побольше вам оптимизма!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина! Оптимизм не помешает нам всем. Здоровья!

      Удалить
  3. Марина, как всегда говорю вам - мне интересно читать ваши тексты. Здесь и житейская философия, информация об Агате Кристи(люблю экранизации с Дж.Хиксон). Моя мама была во все времена оптимисткой, я...часом с квасом. Читала и думала, хорошо , что есть собеседники, с которыми можно пообщаться не только о вирусе(пропади он пропадом!) Загляну по указанной вами ссылке. Спасибо, пусть будет хорошо...у всех!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Ирина! И я вот тоже.. с квасом. Может, это особенности возраста. Да шут с ним, этим вирусом. Кому было суждено, наверное, уже умер. А кто заболел, тот заболел и вылечиться. И что такая паника? Вокруг полным полно людей с не менее страшными заболеваниями, с которыми они живут и будут жить до самого конца. А вопрос борьбы с вирусом - это к врачам и тем, кто организует работу медицинской отрасли. Это они были ни к чему не готовы.
    Пусть все будет хорошо! Здоровья и радости!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, по своей природе я-меланхолик, бывабт всплески неудержимого позитива. Да, - "махровый" гипертоник с 45-ти лет...но, надеюсь, что все обойдется.Будем живы и здоровы! Подписалась на указанный вами блог, спасибо!

      Удалить
  5. Марина, вы хорошо пишете. Наверно, у вас есть напечатанные книги? Признавайтесь, будете как Агата Кристи в тяжелые времена. Я ее тоже уважаю, читала о ее жизни. И много, через что она прошла, отражено в ее детективах. Оптимизм зависит от полосы в жизни. Когда все нормально (пусть даже и не очень хорошо), оптимистом быть проще.
    Обязательно буду он-лайн пересматривать все фильмы по Кристи, очень отвлекает от новостей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Надежда! Нет, не пишу. У меня с фантазией плохо. Пишет мой муж, но не художественную прозу. Он бывший журналист, историк по образованию, а сейчас пишет книги по краеведению, путеводители и т.п. Я - первый его читатель и критик. А я пишу официальные документы и лекции, для больших и маленьких, иногда их читаю сама, иногда их записывают.
      Люблю фильмы по Агате Кристи, Марпл в исполнении этой актрисы самые удачные, а Пуаро - это однозначно Суше. Впрочем, есть неплохие современные экранизации, кроме американского "Восточного экспресса" - это страшный ужас.

      Удалить
    2. Марина, сейчас взяла в руки прекрасный сборник " Изборск город древний". Вижу знакомую фамилию автора и редактора)Спасибо!

      Удалить
  6. Мне тоже понравилась её биография -и как написана и вообще, её отношение к жизни. Оно такое...здоровое. Такое отношение очень редко в наше время - его могли воспитать в ребенке уверенные в завтрашнем дне, правильности миропорядка и самодостаточные родители. Наше время таких качеств не дает, а значит все нервные, закомплексованные и депрессивные. И мы и дети наши такие же. Нас бесконечно мучают страхи, неуверенность, сомнения. Может я, конечно, обобщаю, но большинство людей вокруг меня именно такие. И поэтому так становится хорошо на душе от чтения мемуаров человека, который если и мел все эти качества, но сумел успешно и с достоинством все преодолеть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Первое, чему учили настоящую леди - это сдерживать свои эмоции. И сила воли у людей была фантастической. Современники наши (да и мы все) выросли в тепличных условиях, большинство из нас не понимает, что такое смерть, что такое голод, настоящий голод, никогда не испытывали трудностей, поэтому совершенно не умеют бороться за выживание. И вот эта шутка про Анну Каренину и две коровы, она вовсе не о коровах и даже не о физическом труде. Она о том, что когда человек занят (интересной работой, творчеством, выживанием и т.п.), ему не до самокопания. Ну и сила духа и воли тоже должна присутствовать.

      Удалить
  7. Марина, как я люблю твой стиль. Так просто, искренне. Люблю Агату Кристи. Когда представляла себя старой, всегда хотела быть Мисс Марпл. Иметь этот особенный взгляд на происходящее. Быть присутствующей.
    Наверное, я тоже скорее пессимист. Во всяком случае, я всегда мысленно проигрываю все самые страшные варианты, а потом уже спокойна и эффективна. Помню, как беременная, начиталась описаний о всяких патологиях и успокоилась. Когда подумаешь о самом страшном, оно уже и не страшно вовсе. Кстати, все мои роды были идеальные. Без малейших осложнений. Я могла бы спокойно рожать и в лесу, и под забором. Природа наделила меня хорошим женским сложением и здоровьем. Люблю тебя, дорогая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот видите, Лолочка, вы все-таки оптимист! Оптимист это не тот, кто с выпученными глазами радуется по каждому поводу. Оптимист всегда рассматривает все варианты, находит лучший и движется в нужную сторону. А пессимист складывает лапки и ждет неизбежного. Тоже люблю!

      Удалить
  8. Марина! Спасибо, вспомнила,что надо перечитать биографию Агаты Кристи. В студенчестве,наш педагог заинтриговал нас цитатой из биографии А.Кристи:" археологи любят древности. С мужем у нас большая разница в возрасте". В то время личной жизни у великих почти не было. Только подвиг и он сам. Вокруг головы нимб, а близкие упоминались в качестве декорации к подвигам. Для меня единственная мисс Марпл это Д.Хиксон и Пуаро это Суше. Такое точное попадание.
    Когда мне требуется литературная подпитка я достаю с полки хорошо забытое старое. Все героини,посидев "лапки ковшиком", вспоминали как Скарлетт. Слёзы хороши,когда они могут воздействовать на мужчину. За неимением, впрягаться самой придётся. Это работает почти всегда.
    Здоровья и удачи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила! Почитав о жизни многих великих людей и сделав свои выводы о их личности,я перестала уважать, например, некоторых великих русских классиков литературы. Нельзя высокопарно писать о том, что идет вразрез с твоими собственными поступками. Это одна из форм лжи, а лживый человек не может быть великим, как бы хорошо он не писал.
      О женских слезах: они хорошо помогают с одним и тем же мужчиной только первые пару раз. Мужчины очень быстро ко всему привыкают! Смайлик.
      Теплой весны!

      Удалить
  9. Египетский урок от Агаты Кристи надо бы высечь в камне у дома. Расслабилась с этим карантином донельзя. Наконец перестала режиссировать свою жизнь наперёд. Никуда мне не надо.Во всех смыслах.Так мне стало хорошо!:) На мою личную жизнь очень сильно повлияла история Фриды Кало. Встряхнула и освежила. На меня и сейчас с полки глядит репродукция её автопортрета.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обязательно напишите, Ксения! Самой так лень искать, а у Вас с удовольствием почитаю. Простите, что такая ленивая.

      Удалить