среда, 15 сентября 2021 г.

На острове

Про путешествие по морю-океану рассказала, а про острова-то ни полслова. А ведь отправились в путешествие не ради экстрима, а посмотреть, что же это за острова такие.

С вышкой - остров Талабенец

Островов всего три: Залита, Талабенец и Белова. Странные названия? Версий происхождения названия островов несколько. По одной – от имени первопоселенца, рыбака Тала из племени чудь. По другой – от финно-угорского слова «тало», что значит «дом, строение». Вот сто лет назад острова и назывались: Талабск, Талабенец, Верхний.

Созерцай!
Этот пожилой мужчина приехал с внучкой, которая носила складной стул.
После обеда дедушка сел на пляже и просто любовался озером.

После революции на острова прислали большевиков-комиссаров для установления советской власти. Идеи и методы посланцев рыбакам не понравились, и утопили их в озерных водах. Но советскую власть все равно установили, а ее первопроходцам на высоком берегу установили памятник. За памятником следят плохо, территория заросла деревьями и кустарником, поэтому я сначала подумала, что это остатки какого-то строения.

Интересная конструкция

Вот в честь двух комиссаров и назвали острова: Верхний – им.Белова, Талабск – им.Залита. А Талабенец не тронули, он самый маленький и там никто не живет.

Талабск средний по величине, довольно густо заселен. Мы обошли его значительную часть и вышли к местному кладбищу и домику Николая Гурьянова. К отцу Николаю ехали со всей страны за поддержкой и укреплением веры. Особенно массовые паломничества начались в конце 80-х годов. 44 года отец Николай служил в храме святителя Николая Чудотворца. Храм упоминаемого с конца 16 века, сначала был построен из дерева. А в конце 18-го века его перестроили в камне.

На маленьком острове - огромная церковь, вокруг которой был выращен Царский сад. Местные рыбаки поставляли рыбу к царскому столу. Особенно славился псковский снеток. Рыбка крошечная, чаще всего ее сушат. Килька по сравнению со снетком - великан.

По легенде Александр 1 прислал росток дуба, а последнее дерево было высажено в 1907 году. Современные деревья, видимо, потомки тех саженцев Царского сада.

Кстати, храм - это еще и звуковой маяк. В сильный туман бьют колокола, чтобы проходящие суда могли ориентироваться. Приборы, конечно, хорошо, но и этот способ никогда не помешает. И традиция, да.

Дом Николая Гурьянова

На острове есть часовня для защиты от русалок (уж не знаю, правда или нет) и бюст Владимира Ильича в шапке-ушанке. Всего таких памятников три, вот один из них на этом маленьком острове.  На других памятниках вождь предстает перед нами с непокрытой головой, изредка в кепке (хотя я не могу припомнить памятник «Ленин в кепке»).

В шапке

Остров Верхний (Белова) понравился мне больше. Возможно потому, что небо прояснилось, выглянуло солнце. На острове всего двадцать домов и больше не будет. Остров – заповедник.

Заходите, заходите, добрые люди! Ничего не бойтесь...

Острова напоминают треугольники: один край высокий, противоположный пологий, с бухтой. На острове Верхнем есть песчаные дюны, реликтовые сосны и живет серая цапля. Увидеть ее – к счастью. Мы увидели, но сфотографировать не удалось, слишком далеко. Она стояла на одной ноге, внизу, в воде, почти у самого берега.
Жаль, что времени было не так много, хотелось бы погулять по заповеднику подольше, полюбоваться. Я не мастер в описании природы, поэтому фото – вместо сотен слов. Впрочем, я еще и не фотохудожник, но как уж вышло.

Ну и храм. Где уж в нашей местности без церкви. В 15 веке преподобный Досифей основал здесь монастырь для заблудших душ морских разбойников и душегубов. В 18 веке монастырь упразднили, оставив приходскую церковь. Видимо, разбойников стало гораздо меньше, а людей праведных больше. При реконструкции церкви обнаружили подземные помещения с алтарем и фресками. Мы спустились метра на три под землю, прослушали молитву. Удивительные ощущения.

Домой вернулись счастливые и очень уставшие.

1. Марина, очень интересная поездка.и места красивые. Я хочу уже давно попасть на Залит, к Николаю Гурьянову. И в Псково - Печерский монастырь. Но уже трижды поездки откладываются или срываются. И не пандемия тому причина. Непостижимым образом так получается.

1. Приезжайте, Лилия. У нас действительно красиво и интересно. А если Вы человек верующий, то ощущения необыкновенные. В войну, пожалуй, только церкви остались нетронутыми.Большинство - 16-17 век, есть и более древние. Гражданских строений средневековья осталось совсем мало. Геополитическое значение Пскова со временем изменилось, и к веку 19-му он стал мелким губернским городом, следы этого города тоже остались и сейчас пытаются сохранить следы этой ушедшей эпохи.

2. Удивительные по красоте места! Спасибо большое, Марина.

3. Марина, спасибо! Необыкновенные места,ощущение безбрежного простора. Прекрасное описание и фото,как будто сама восхищалась строениями,молитва под землёй! Пусть цапля исполнит задуманное! Защита от русалок,восхитительно!
    Путешествиям быть!

1. Даже поездка на один день наполняет жизнь новым и интересным. Спасибо, Людмила!

4. Марина, какие интересные острова в вашей области. И названия чудные! Очень красиво! А Интернет там есть?

1. Наверное, есть. На острове Залита есть школа, почта, детский сад.Природа вообще красива, но есть, конечно, особенно удивительные места.

5. Мне очень понравились ваши фотографии, Марина. Пересмотрела несколько раз. Такой простор, тишина, вековые сосны, камни, озеро как море.Отличная экскурсия!

6. Сдержанная красота, очень по-русски. Ленин в шапке, чтобы зимой не стоял с голой головой наверное:) Видела в украинском Вилкове Ленина с двумя кепочками- одна на голове, а другая в руке:)