пятница, 23 июня 2023 г.

Чудесная женская проза. Почитаем

 

Я даже не упомню, когда последний раз писала о прочитанных книгах. Весна выбила меня из колеи и даже начавшееся лето туда не вернуло.

Итак, наверное, вы помните, что я никому ничего не рекомендую, я рассказываю о книгах, которые прочитала и о том, какое впечатление они на меня произвели. Если вы тоже прочитали эти книги, то можете поделиться своим впечатлением. Дальше можно написать фразу про фломастеры, которые все разные. Поехали!

Эта книга третья, которую я прочитала у Аткинсон, но не последняя, если перечислять ее книги по времени издания. И все три книги очень загадочные и непонятные. Наверное, у нее все книги такие, но все я еще не прочитала. Должна сказать, что Аткинсон не тот автор, книги которой хочется читать одну за другой.



Что происходит и вообще зачем написана эта книга и какой посыл она несет, не очень понятно. Просто история. Очень странная история. Вот представьте: рядом с вами живут люди, соседи. Вы можете судить об их жизни только по тому, что видите. Вы с соседями не общаетесь, они вам ничего о своей жизни не рассказывают. Но на самом деле у этих людей может происходить совершенно противоположное тому, что вы себе надумали, наблюдая за ними со стороны. Вот и в книгах Аткинсон так: что-то происходит, но я (да и другие читатели) никак не могу понять что. История рассказывается только с одной стороны, а что происходит за кадром, того нам автор нам не говорит.

Рефреном звучит фраза: «отец мне не отец, мать мне не мать, сестра мне не сестра, брат мне не брат». Причем каждая часть фразы добавляется постепенно.

Сюжет. Женщина приезжает к матери, которая живет на маленьком острове в полном одиночестве, в заброшенном доме, родовом гнезде. В доме нет никаких удобств, включая электричество. На остров можно попасть на лодке, на ней же можно попасть на Большую землю и прикупить продукты. Никаких людей больше на этом острове нет. Эта часть повествования относится к 1999 году

Дочь рассказывает матери истории о том, как она жила и училась в университете, после того как они расстались. Девушка закончила школу и поступила в Университет, а мать удалилась на этот остров. Рассказы относятся к 1972 году.

После каждого рассказа она выведывает у матери сведения о своих родственниках и своем отце, пытаясь узнать те тайны, которые скрывает ее мать о своей жизни и о ее происхождении.



Львиную долю повествования занимают истории об учебе в университете. Может быть, в Шотландии так принято, возможно так было в начале 70-х, но все что там написано показалось мне, как-бы сказать, немного странным. Преподаватели Университета люди несколько (мягко говоря) необычные, ведут беспорядочную и неорганизованную личную жизнь, вступают в интимные отношения со студентками. Самыми адекватными являются две бабки, жительницы приюта для престарелых, одна из которых мать преподавателя. Студенты тоже немного не от мира сего: курят что попало, на занятия не ходят, носят на лекции младенцев, забывая их в разных местах, проповедуют разные взгляды (от коммунистических идей до феминизма), устраивают какие-то митинги протеста по странным причинам. Про вечеринки, плавно перерастающие в оргии и беспорядочные связи, я вообще молчу. В общем, «дети цветов»

Зачем эти все люди собрались в этом Университете, чему они учат и чему учатся, а главное, с какой целью, для меня осталось загадкой. Пациенты психиатрической клиники на вольном выпасе.

Чувствуешь, что-то происходит, но что – понять совершенно невозможно. Нет, в конце все раскрылось, на последних страницах - что, зачем и почему – но такое ощущение, что во время чтения я пыталась поймать черную кошку в темной комнате. А кошка преспокойно спала в коробке под кроватью.

Кроме того, очень много отсылок к произведениям английской литературы, с которой, видимо, хорошо знакомы английские интеллектуалы. Больше всего к «Алисе» Кэрролла и «Буре» Шекспира. И если бы не комментарии в конце книги я бы нипочем не догадалась.

Еще одна книга, которая полна полунамеков, но уже на произведения русской литературы – «Сад» Марины Степновой. Прочитав ее очередную книгу, я говорю: «Больше никогда». Но вот снова не удержалась.



Зачем рассказала нам автор эту историю, так и осталось для меня тайной. Просто история одной девочки с хитросплетением разных судеб. И сад играет в этой истории роль всего дважды: в самом начале, когда именно ради сада было приобретено имение, благодаря саду девочка появилась на свет, и в конце, когда юная владелица сада вырубает его, чтобы освободить землю для своего страстного увлечения – коневодства. И то, как вырубают этот прекрасный сад, прямая отсылка к другому саду из другого произведения. Надеюсь, вы еще помните школьную программу.

Что меня коробит в произведениях Степновой, так это какой-то жесткий и циничный реализм, очень физиологичный. И еще очень своеобразное отношение к смерти. Такое вольное отношение. Смерть – это таинство, она есть, это неизбежно, но читать об этом как-то неприятно. А еще очень неприятно читать о людях, которые лишены сострадания к ближнему, ничего личного, просто голый расчет, закон джунглей.

Зачем-то в эту историю вплетена семья Ульяновых. Да, тех самых. На их месте вполне могла бы быть любая другая семья, на повествовании это никак бы не отразилось. Но автор так видит, это его право.

Обе книги написаны хорошо, читаются быстро. Такой клубок, который все разматывается и разматывается, нить тянется и тянется. Рекомендовать к чтению не решусь, очень уж они своеобразные.

Фото из интернета. Во-первых, книги для чтения я беру в библиотеке, они не всегда уже выглядят привлекательно, а во-вторых, эти книги выглядели достойно и были мало почитаны, я их сфотографировала, но вот беда, фото в фотоаппарате, а он на даче.

8 комментариев:

  1. Наши взгляды совпадают, и это хорошо. Я тоже горжусь своим советским воспитанием и образованием. У Аткинсон не все книги такие ужасные, видимо, это период такой, 70-е время хиппи. А иностранная литература современная очень своеобразная стала. Все проходит и это пройдет. надо где-то после этой фразы обозначить, что это цитата. Организм не может все время гнить, они или умрет или выздоровеет. Надеюсь, что выздоровеет, а то еще весь этот запад с его странными ценностями сгниет и нас за собой утянет.

    ОтветитьУдалить
  2. Марина, спасибо! Благодаря одной группы крови прочитала много интересных книг, о которых прочитала здесь. И, не внесла в этот список многие, не пожалела. У Марины Степновой прочитала "Безбожный переулок", была потрясена обилием в одной жизни мерзких поступков людей. Читается взахлёб с ощущением, но нет, не всё так плохо. Вырастили же три старухи девочку, вопреки всему девочка стала художницей

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Марина! К сожалению, книги этих писательниц я не читала. Поэтому ничего сказать не могу. Вам спасибо, что поделились. Я постоянно участвую в читательских марафонах и часто пишу отзывы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И не читайте, Ирина! Точно знаю, что Вам не понравится. Я иногда читаю
      спорные книги просто из интереса, совпадет ли мое мнение с мнением других читателей. Ваши отзывы о книгах читаю, выбирая книги для чтения, опираюсь и на Ваш опыт.

      Удалить
  4. Мне нравятся обзоры в блоге "Осеннее настроение":) точно не возьмусь читать, то что не нравится его хозяйке:) Хороших книг!

    ОтветитьУдалить
  5. Марина, соглашусь с Ксенией : нравятся обзоры книг, независимо от "нравится", "не нравится". Можно последовать совету много читающего человека, которым Вы являетесь. Знаете, Марина, с чтением у меня сейчас проблемно, в читательских марафонах давно не участвую. Зачем такая гонка, не понимаю.
    Спасибо за доверительную манеру разговора)

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, Людмила я тоже в твоем блоге (можно на "ты") взяла "на карандаш" много книг и фильмов. Это замечательно, когда в море книг и фильмов, можно что-то выбрать, опираясь на положительный опыт. Потому что иногда читаю отзывы и думаю: А то точно об этом?

    ОтветитьУдалить