пятница, 31 января 2025 г.

Разочарования месяца. Лекция

 

Как-то надоела мне сидеть дома и решила я вести жизнь общественную, т.е. выбираться «в люди». Хорошо жить в большом городе, есть выбор, куда можно сходить. Куда сходить в небольшом городе? В кино? Вы афиши видели? В театр? У нас есть театр, один. Посмотрела репертуар, как-то меня это не вдохновило. Филармония? Всё очень печально.

И тут в библиотеке мне попалась афиша проводимых там мероприятий. Не все мне были интересны, я решила сходить на лекцию и на психологический тренинг. Это тоже стало большим разочарованием этого месяца.



Итак, лекция называлась «Посвящение Дионисию: «…начало художнику божественных и честных икон живописанию». К 560-летию иконописца». Раскрыть данную тему для слушателей должна была искусствовед (опустим завесу жалости перед фамилией этого специалиста).

Меня насторожила уже первая фраза: «Дионисий, конечно, знал, что обозначает его имя».  Далее последовал рассказ о древнегреческом боге Дионисе. Повествование закончилось, и я так и не поняла, зачем, собственно, лектор нам это поведала. Рассказов о пристрастии иконописца к разгульному образу жизни не последовало. Видимо, это было вступлением к рассказу о том, что Дионисий интересовался своей родословной, которая записана в писцовых (а может быть и нет) книгах. Как доказательство был предъявлен некий текст из старинной рукописи.

Далее последовал очень сумбурный рассказ о том времени, когда жил Дионисий. А точнее, об играх престолов у русского трона. Смешались в одну кучу: Василий Тёмный, Иван III, Иван Молодой, Софья Палеолог и Елена Волошанка. Заодно был еще упомянут и Шемяка. Если вы плохо знакомы с этим периодом русской истории, то понять кто кому кем приходится и чего хочет очень трудно. Какое отношение ко всему этому имел иконописец Дионисий, слушатели так и не узнали.

Да, это она - Зоя. Она же Софья


Затем рассказ двинулся в сторону церковных дел. Я задремала с открытыми глазами. «Вот этот человек…» - сказала искусствовед и махнула в сторону экрана. Я вздрогнула и сознание прояснилось. На экране вместо какого-то духовного лица, организовавшего еретический кружок у русского престола, красовался смутно знакомый бюст женщины. В ней я опознала Софью Палеолог (скульптурный портрет – реконструкция по черепу профессора Герасимова). Народ зашевелился, лектор почуяла неладное и посмотрела на экран, защелкала пультом, но нужного человека на подобранных к лекции картинках так и не нашлось. Появилась фото какого-то монастыря посреди бескрайних полей, холмов и берёз. Она служила иллюстрацией при перечислении всех обителей и церквей, где работал Дионисий «со товарищи».

"Распятие"


Затем были представлены две иконы. На примере одной было рассказано, что за странные ангелы летают вокруг распятого Христа (о других персонажах упомянуто не было), следующая была приведена в сравнении с другой иконой греческого иконописца (простите, я не запомнила) с аналогичным сюжетом (Богоматерь с Младенцем). Икона Дионисия лучше, потому что лицо Богоматери нарисовано краской другого оттенка, и оно какое-то вот не такое – лучше, красивее, тоньше (замечательный аргумент).

"Одигитрия"


После чего последовало заключение о том, что нет ничего более прекрасного, чем любование произведениями искусства (красота спасёт мир). В доказательство лектор предложила присутствующим прослушать прекрасную песню двух грузинских девушек «Осень в нашем дворе» (или как-то так) и включила телефон, поднесла его к микрофону. Зал три минуты внимал песнопениям на грузинском языке. Лектор-искусствовед сказала, что ничего прекраснее она не слышала и эта песня вызывает у неё слезы.

Не знаю, что думают обо всём этом остальные слушатели, я думала о двух часах потраченного времени и деньгах за проезд в автобусе. 76 рублей на дороге не валяются. Даже их мне было жалко.

Дома я напала на супруга и допросила его с пристрастием по поводу Василиев, Иванов, Дмитриев и прочих. Открою страшную тайну. Иван Третий был дедушкой Ивана Четвертого, которого мы знаем под прозвищем Грозный. Затем я допросила интернет по поводу еретиков жидовствующих, хотя так и не поняла из рассказа лектора какое отношение они имели к иконописцу Дионисию, который тихо и мирно писал иконы и фрески, не встревая в политические и церковные распри. Ответ - никакого.

О самом Дионисии я узнала из лекции лишь две вещи: он был светским человеком (не монахом) из «боярских детей» и жил во времена Ивана Третьего.

Были ли он первым светским иконописцем? Однозначно это утверждать нельзя, но и отрицать невозможно. О жизни самого Дионисия мы знаем очень мало, сведения черпаются из летописей, где он упоминается в связи с проведенными работами. Он был женат и имел детей, потому что упомянуто о том, что он расписывал храмы со своими детьми, а его сын продолжал работы в храмах Московского Кремля. Даже дата смерти Дионисия является спорной, хотя официально упоминается 1508 год (а также 1502, 1505 и даже 1520-й). Считается, что после этой даты его работы уже не встречаются. Впрочем, есть версии, что он принял постриг и отошел от иконописания. А почему бы и нет, он был немолод, возможно это связано с ухудшением зрения или заболеванием рук (суставов).

Надеюсь, вы понимаете, что данные сведения я узнала из сторонних источников, а вовсе не из лекции.

Я была возмущена: лектор была совершенно не готова. Её речь не раскрыла тему, а всё, что она пыталась рассказать, носило сумбурный и трудно воспринимаемый характер. Конечно, период царствования Ивана Третьего, придворные интриги этого времени и борьба за власть – тема очень интересная. Но и рассказать о ней тоже надо уметь, а не с пятого на десятое. И второй вопрос: а какое отношение это имеет к Дионисию?

 Визуальный ряд вообще не был подобран, картинки перекручивались взад-вперед – лектор пыталась на ходу подобрать иллюстрацию к своему рассказу. Из всего наследия Дионисия были выбраны две иконы, о которых из повествования искусствоведа я не узнала ничего и даже не запомнила названий.

На лекции были исключительно люди старшего возраста, школьников и студентов на таком мероприятии удержала бы на стульях исключительно сила воли их педагогов.

Кому интересно узнать об этом периоде, конец 15-го - начало 16 века, можно посмотреть научно-популярный сериал «Рюриковичи» (найти нужную серию) или послушать лекции Медынского (есть в свободном доступе, одно время они шли по каналу «Культура»). О Дионисии, насколько я помню, там не упоминается.

Из лекций по изобразительному искусству рекомендую цикл Паолы Волковой «Мост над бездной» и её же книги.

Как я понимаю, тренинг сегодня уже не влезет. Если интересно, я о тренинге расскажу, а заодно и о курсах компьютерной грамотности для тех, кому за… Чего уж там.

P.S. Пересмотрела картинки монастырей, в которых работал Дионисий, показанного публике изображения не нашла. Делаю вывод, что картинка подобрана потому, что просто понравилась лектору.

Прижизненных фотографий Ивана Третьего и Дионисия не сохранилось. А если серьезно, то до 17 века на Руси существовала только религиозная живопись. Затем появились так называемые парсуны.

Спасибо, что дочитали! Таланта у меня нет, поэтому краткость - не моя сильная сторона.

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Марина! Даже такую лекцию я не смогу нигде послушать. Может и к лучшему. У нас нет ни театра, ни музея, ни филармонии. Ночь в библиотеке проводят, но просто так без приглашения не придёшь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это очень печально. А потом мы удивляемся, почему молодежь покидает родные места и стремиться уехать в столицы или большие города.

      Удалить
  2. Марина! Я была на подобной лекции, с трудом высидела. Спросила у лектора, а к чему этот визуальный ряд, который ничего общего не имеет к теме. Ответ, а у меня так файлы в голове сложились. Въедливо, я уточнила, а всё таки, как они, фото предметов, привязаны к теме. Да никак, они мне нравятся, это моё авторское право. Да. а моё право обходить стороной. Обидно за потраченное время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, обидно. И сейчас таких "знатоков" всё больше и больше.

      Удалить