Как-то надоела мне сидеть дома и решила я вести жизнь общественную,
т.е. выбираться «в люди». Хорошо жить в большом городе, есть выбор, куда можно
сходить. Куда сходить в небольшом городе? В кино? Вы афиши видели? В театр? У
нас есть театр, один. Посмотрела репертуар, как-то меня это не вдохновило.
Филармония? Всё очень печально.
И тут в библиотеке мне попалась афиша проводимых там
мероприятий. Не все мне были интересны, я решила сходить на лекцию и на
психологический тренинг. Это тоже стало большим разочарованием этого месяца.
Итак, лекция называлась «Посвящение Дионисию: «…начало
художнику божественных и честных икон живописанию». К 560-летию иконописца». Раскрыть
данную тему для слушателей должна была искусствовед (опустим завесу жалости
перед фамилией этого специалиста).
Меня насторожила уже первая фраза: «Дионисий, конечно, знал,
что обозначает его имя». Далее последовал рассказ о
древнегреческом боге Дионисе. Повествование закончилось, и я так и не поняла,
зачем, собственно, лектор нам это поведала. Рассказов о пристрастии иконописца
к разгульному образу жизни не последовало. Видимо, это было вступлением к рассказу
о том, что Дионисий интересовался своей родословной, которая записана в
писцовых (а может быть и нет) книгах. Как доказательство был предъявлен некий
текст из старинной рукописи.
Далее последовал очень сумбурный рассказ о том времени,
когда жил Дионисий. А точнее, об играх престолов у русского трона. Смешались в
одну кучу: Василий Тёмный, Иван III, Иван
Молодой, Софья Палеолог и Елена Волошанка. Заодно был еще упомянут и Шемяка. Если
вы плохо знакомы с этим периодом русской истории, то понять кто кому кем
приходится и чего хочет очень трудно. Какое отношение ко всему этому имел
иконописец Дионисий, слушатели так и не узнали.
Да, это она - Зоя. Она же Софья |
Затем рассказ двинулся в сторону церковных дел. Я задремала
с открытыми глазами. «Вот этот человек…» - сказала искусствовед и махнула в
сторону экрана. Я вздрогнула и сознание прояснилось. На экране вместо какого-то
духовного лица, организовавшего еретический кружок у русского престола,
красовался смутно знакомый бюст женщины. В ней я опознала Софью Палеолог (скульптурный
портрет – реконструкция по черепу профессора Герасимова). Народ зашевелился,
лектор почуяла неладное и посмотрела на экран, защелкала пультом, но нужного
человека на подобранных к лекции картинках так и не нашлось. Появилась фото какого-то
монастыря посреди бескрайних полей, холмов и берёз. Она служила иллюстрацией
при перечислении всех обителей и церквей, где работал Дионисий «со товарищи».
"Распятие" |
Затем были представлены две иконы. На примере одной было
рассказано, что за странные ангелы летают вокруг распятого Христа (о других
персонажах упомянуто не было), следующая была приведена в сравнении с другой
иконой греческого иконописца (простите, я не запомнила) с аналогичным сюжетом
(Богоматерь с Младенцем). Икона Дионисия лучше, потому что лицо Богоматери
нарисовано краской другого оттенка, и оно какое-то вот не такое – лучше,
красивее, тоньше (замечательный аргумент).
"Одигитрия" |
После чего последовало заключение о том, что нет ничего
более прекрасного, чем любование произведениями искусства (красота спасёт мир).
В доказательство лектор предложила присутствующим прослушать прекрасную песню
двух грузинских девушек «Осень в нашем дворе» (или как-то так) и включила
телефон, поднесла его к микрофону. Зал три минуты внимал песнопениям на
грузинском языке. Лектор-искусствовед сказала, что ничего прекраснее она не
слышала и эта песня вызывает у неё слезы.
Не знаю, что думают обо всём этом остальные слушатели, я
думала о двух часах потраченного времени и деньгах за проезд в автобусе. 76
рублей на дороге не валяются. Даже их мне было жалко.
Дома я напала на супруга и допросила его с пристрастием по
поводу Василиев, Иванов, Дмитриев и прочих. Открою страшную тайну. Иван Третий
был дедушкой Ивана Четвертого, которого мы знаем под прозвищем Грозный. Затем я
допросила интернет по поводу еретиков жидовствующих, хотя так и не поняла из
рассказа лектора какое отношение они имели к иконописцу Дионисию, который тихо
и мирно писал иконы и фрески, не встревая в политические и церковные распри. Ответ - никакого.
О самом Дионисии я узнала из лекции лишь две вещи: он был
светским человеком (не монахом) из «боярских детей» и жил во времена Ивана
Третьего.
Были ли он первым светским иконописцем? Однозначно это
утверждать нельзя, но и отрицать невозможно. О жизни самого Дионисия мы знаем
очень мало, сведения черпаются из летописей, где он упоминается в связи с
проведенными работами. Он был женат и имел детей, потому что упомянуто о том,
что он расписывал храмы со своими детьми, а его сын продолжал работы в храмах
Московского Кремля. Даже дата смерти Дионисия является спорной, хотя официально
упоминается 1508 год (а также 1502, 1505 и даже 1520-й). Считается, что после
этой даты его работы уже не встречаются. Впрочем, есть версии, что он принял
постриг и отошел от иконописания. А почему бы и нет, он был немолод, возможно
это связано с ухудшением зрения или заболеванием рук (суставов).
Надеюсь, вы понимаете, что данные сведения я узнала из сторонних источников, а вовсе не из лекции.
Я была возмущена: лектор была совершенно не готова. Её речь
не раскрыла тему, а всё, что она пыталась рассказать, носило сумбурный и трудно
воспринимаемый характер. Конечно, период царствования Ивана Третьего, придворные интриги
этого времени и борьба за власть – тема очень интересная. Но и рассказать о ней
тоже надо уметь, а не с пятого на десятое. И второй вопрос: а какое отношение это
имеет к Дионисию?
Визуальный ряд
вообще не был подобран, картинки перекручивались взад-вперед – лектор пыталась
на ходу подобрать иллюстрацию к своему рассказу. Из всего наследия Дионисия
были выбраны две иконы, о которых из повествования искусствоведа я не узнала
ничего и даже не запомнила названий.
На лекции были исключительно люди старшего возраста,
школьников и студентов на таком мероприятии удержала бы на стульях
исключительно сила воли их педагогов.
Кому интересно узнать об этом периоде, конец 15-го - начало
16 века, можно посмотреть научно-популярный сериал «Рюриковичи» (найти нужную
серию) или послушать лекции Медынского (есть в свободном доступе, одно время они
шли по каналу «Культура»). О Дионисии, насколько я помню, там не упоминается.
Из лекций по изобразительному искусству рекомендую цикл
Паолы Волковой «Мост над бездной» и её же книги.
Как я понимаю, тренинг сегодня уже не влезет. Если
интересно, я о тренинге расскажу, а заодно и о курсах компьютерной грамотности
для тех, кому за… Чего уж там.
P.S. Пересмотрела картинки монастырей, в
которых работал Дионисий, показанного публике изображения не нашла. Делаю
вывод, что картинка подобрана потому, что просто понравилась лектору.
Прижизненных фотографий Ивана Третьего и Дионисия не
сохранилось. А если серьезно, то до 17 века на Руси существовала только
религиозная живопись. Затем появились так называемые парсуны.
Спасибо, что дочитали! Таланта у меня нет, поэтому краткость - не моя сильная сторона.
Здравствуйте, Марина! Даже такую лекцию я не смогу нигде послушать. Может и к лучшему. У нас нет ни театра, ни музея, ни филармонии. Ночь в библиотеке проводят, но просто так без приглашения не придёшь.
ОтветитьУдалитьЭто очень печально. А потом мы удивляемся, почему молодежь покидает родные места и стремиться уехать в столицы или большие города.
УдалитьМарина! Я была на подобной лекции, с трудом высидела. Спросила у лектора, а к чему этот визуальный ряд, который ничего общего не имеет к теме. Ответ, а у меня так файлы в голове сложились. Въедливо, я уточнила, а всё таки, как они, фото предметов, привязаны к теме. Да никак, они мне нравятся, это моё авторское право. Да. а моё право обходить стороной. Обидно за потраченное время.
ОтветитьУдалитьДа, обидно. И сейчас таких "знатоков" всё больше и больше.
Удалить