В
субботу мы ходили, как говорила героиня фильма «Москва слезам не верит», «в концерт».
Знаете,
с чем беда в небольших провинциальных городах? С досугом. Проще говоря, в
выходной сходить некуда. Особенно беда с досугом в зимний период, потому как в
теплое время года основным досугом является дача, а если «у вас нету» дачи, то
прогулки на природе,. И это правильно: лето у нас холодное, короткое. В общем,
не пропустите этот день.
Зимой
как-то гулять не сильно хочется, а если хочется, то недолго. А когда снега нет
и слякоть, вообще беда. Поэтому – театр, музей, картинная галерея, выставки, на
худой конец – кино. Музей у нас один, он же картинная галерея, закрыт на
ремонт. В кино «шли» декабристы, холопы и мультики – спасибо, не надо!
Репертуар нашего театра я изучила еще в середине осени (лучше бы они фото своих
спектаклей на сайте не выкладывали), послушала отзывы побывавших на спектаклях
и решила, что на это действо я не пойду смотреть даже бесплатно, а за деньги
тем более.
В
филармонии гастроли каких-то малоизвестных мне артистов и ансамблей. И вдруг! О
диво дивно, чудо чудное – Щелкунчик!
Не
скажу, что я большая поклонница балета. Лучше всего я знакома с «Лебединым
озером». В определенный исторический
период его по телевизору показывали столь часто, что население страны знало «лебедей»
в лицо.
В
общем, «живой» балет я до этого видела два раза: в детстве «Золушку» и студенткой
«Гаяне». Последний на сцене Большого Кремлевского дворца.
С
«Щелкунчиком» я была знакома благодаря мультфильму, который во времена моего детства часто
показывали в новогодние праздники. Ну и что говорить, музыка «Щелкунчика»
растащена на музыкальные «цитаты». Поэтому с фрагментами балета более или менее
знаком каждый (культурный, воспитанный, интеллигентный, образованный и т.п.)
человек. Нужное вставьте сами.
Оказалось,
что я о нем знаю мало. И теперь я знаю еще одну вещь: если вы не любитель и
знаток балета, ознакомьтесь с «материалом» заранее. Хочешь получить
удовольствие, надо знать, что будешь смотреть.
«Щелкунчик»
- самое яркое воспоминание этого месяца.
Понятно,
что в небольшие города едет третий состав, а то и пятый. «Если балет будет так
себе», - сказала я мужу, - «то музыку послушаем». С удивлением узнала, что
балет сам по себе, а музыка – отдельно. У нас, оказывается, прекрасный
симфонический оркестр, и мы имели удовольствие слушать живую музыку. В некоторых
других городах балет идет под фонограмму! Оказывается, и так можно.
Впрочем,
все остальное тоже не подкачало: костюмы, декорации, исполнение. Об исполнении
сужу интуитивно – понравилось-не понравилось. Понравилось! И состав был прекрасный!
В
каждой бочке меда есть ложка дегтя. Итак, ложка! Сцена для такого спектакля
маловата. Но что сделать – что есть, то есть. Фойе еще меньше – в антракте
народу было как килек в банке. Был даже буфет. Кофе хотелось страшно, но я не
люблю в толчее, стоя на одной ноге и с мыслями: «Сейчас кто-нибудь ка-а-ак
толкнет!» Ну, и еще с вентиляцией в филармонии беда. Было немного душно, потому
как в зале свободных мест не было.
Узнала
много нового.
Балерины
отнюдь не эфирные создания. В некоторые моменты топот стоял изрядный.
Некоторые зрители,
на мой взгляд, путают балет и цирк. Не стоит аплодировать после каждого удачно
прыжка и в тот момент, когда идет музыка. И уж тем более орать «Браво!» в
середине спектакля. В вопросах этикета мы с мужем разошлись, и, как всегда,
чуть не подрались. Он утверждал, что артисты радуются, когда им хлопают,
извините, аплодируют. Впрочем, в интернете на этот счет тоже разные мнения.
И
еще, на мой взгляд, джинсы и джемпер не подходят для походов в театр, тем более на классический
балет, и особенно женщинам. Хотя, надо отдать должное, в нарядных платьях было
большинство. Как жаль, что прошли времена, когда в театр ходили в вечерних
туалетах и надевали туфли, сдавая сапоги в гардероб. Во времена моего детства
под вешалками были полочки для обуви. Потом обувь стали брать только в пакетах,
а теперь зрители вообще не заморачиваются.
А
теперь – все что вы знаете о Щелкунчике и боитесь переспросить,
или
прописные истины.
Сказка
Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» вышла в 1861 году. На французский язык ее
перевел Эмиль Лабедолльер, а над литературной обработкой потрудился Александр
Дюма (да, да, автор мушкетеров). Эта версия сказки и легла в основу либретто.
Как
ни странно, премьера балета в декабре 1892 года зрителям не понравилась.
Возможно потому, что балет был показан в одном спектакле вместе с оперой «Иоланта».
(Ну кто так делает!). Тем не менее балет шел в Мариинке еще 27 лет.
В
Большом театре впервые «Щелкунчик» был поставлен в 1919(!) году.
У
балета существует несколько сценических версий, различаются костюмы. Одной из
популярнейших является постановка Юрия Григоровича 1966 года. За рубежом балет
ставился тоже в разных вариациях, самая, наверное, известная постановка Джорджа Баланчина (Нью-Йорк, 1954 год).
В
основе танца «Кофе» лежит древняя грузинская колыбельная.
Музыка
балета лежит в основе двух мультфильмов: студии Уолта Диснея, 1940 года, и
советского, 1973 года, режиссер Борис Степанцов. Впрочем, есть и другие
киноверсии сказки с использованием музыки Чайковского.
До сих пор под впечатлением |
Все
фото взяты из открытого источника и сделаны на том спектакле, на котором я
была. К сожалению, мои фото спектакля не удались от слова совсем.
Марина, поздравляю! Поход удался! Это редкость в наши дни!Те же проблемы с досугом в нашем городе. Поэтому и наматываем километраж в любое время года. С удовольствием освежила и пополнила знания. Как обезьянин сообщила про "кофе" информацию нашему другу, потом узнаю,как ему эта версия грузинской колыбельной!Одним словом-пост кладезь знаний и разделила удовольствие от посещения. И в нашем гардеробе пакеты не принимают. Очень досадно,хожу редко,но всегда переобуваюсь. Люблю детское ощущение праздника-туфлельки, нарядное платье. Муж консервативен, купили ему пиджак и обновили! Побудило рассматривать афишу, может удастся выбраться! Спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень достойный спектакль. Мы, правда, покупали билеты за 10 дней и достался только 20-й ряд, где места были рядом. Но балет смотреть ближе и не стоит, т.к. можно охватить взглядом всю сцену. В балете мимика актеров не важна. Спасибо за отзыв!
УдалитьМарина, здравствуйте! Красивые костюмы, музыка известная... Спектакль хороший! Удовольствие получили? И здОрово! У меня другая история - сходить можно везде - и концерты, и театры, и музеи... Не выбраться из дома...
УдалитьЗдравствуйте, Людмила! Очень жаль, печально. Была бы возможность, обязательно 1-2 выходных дня посвящала культурной программе, а в зимний период, может быть и больше. Но, к сожалению, не получается, а ездить в такую погоду тоже не очень.
УдалитьЗдравствуйте, Марина! С удовольствием познакомилась с Вашим блогом. Я живу в Туле. Часто бываю в театре, и на концерте, и в музеях. У нас в городе с этим нет проблем и я счастлива! Заглядывайте ко мне в блог "Разноцветный мир" http://nvkuznetsova.blogspot.com/
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наталья! Обязательно загляну.
УдалитьМарина, здравствуйте! Рада вашим впечатлениям. Балет люблю с детства. И дочку приобщила к балету (к опере классической пока не могу приобщить, побывала на "Евгении Онегине", больше не хочет).
ОтветитьУдалитьАртистам балета и правда аплодируют) Особенно, когда в спектакле главные герои исполняют танец сольно. Каждый показывает свое мастерство со сложными элементами, а зрители хлопают посреди танца. Так уж заведено. И оркестр это знает) Оркестру аплодируют стоя перед началом последнего акта, дирижер кланяется)
У меня приехала дочь из Китая, тоже планируем с ней посетить что-либо подобное) - душа просит)
ЗЫ. Марина, вы видели в моем блоге голосование? Ваш пост о калининградской девушке там лидирует)
Спасибо, Ирина, за добрые слова! Да, я читаю Ваш блог, но редко комментирую. Очень нравятся Ваши впечатления о путешествии в Китай. Волнуюсь за дочку, такая интересная работа, и вдруг - эпидемия.
УдалитьМарина, и вам спасибо за доброту. Главное - здоровье, а работа будет)
Удалить