вторник, 8 февраля 2022 г.

Зимнее, историческое и побрюзжать

 


Вот и последний месяц зимы вступил в свои права. Еще три полноценных недели, а там и весна не за горами. Календарная…

А все-таки уже чувствуется - и небо стало выше и солнышко светит ярче. И даже светлее, чем в январе, когда небо затянуто пеленой. Про темноту декабря я вообще молчу. В шесть вечера, еще светло, в восемь утра небо постепенно синеет. И я радуюсь этому свету, потому как темноту не люблю.

Вечером могу только бездельничать. И вот я бездельничаю изо всех сил. Ужин сделала и валяюсь как тюлень. Даже читать тюленю лень.

Сначала про позитивное напишу. Решили мы с супругом выбираться раз в месяц «в люди»: на выставку, на концерт, в музей или какое-либо другое культурное заведение. В этот раз решили осмотреть комплекс крепостных башен. Снаружи мы их видели, и не раз, а вот внутри не были.

Это другие башни

Сейчас будет небольшой исторический экскурс, можно не читать.

Наш город в период средневековья был обнесен крепостными стенами. В разной степени сохранности они сохранились до наших дней и в большей части восстановлены.

 Стоял он, да и сейчас стоит, на самом рубеже страны нашей. Поэтому стена была не только кремлевская (а кремль у нас называется Кром), за которой хранились запасы пороха, оружия, казна и припасы съестные на случай осады военной, но и окружала стена все посады ремесленные. И по протяженности крепостных стен уступал наш город в15-16 веках только Смоленску.

Почему это так важно – стена, окружавшая посады?

Представьте себе европейскую крепость времен средневековья. Замок феодала: высоченные стены на скале, внутри живет сам феодал, его войско, хранятся запасы еды и военных припасов. Смотрела недавно фильм о Шато-Гайаре, построенном Ричардом Львиное Сердце. Осадили его (замок) французы. Подданные ломанулись за стены, осели в его первом кольце. День сидят, два, месяц. Все хотят есть. Комментарий за кадром: «И тут рыцари сообразили, какую глупость они сделали!» (мой вольный пересказ). Что сделали рыцари? Выгнали всех своих подданных наружу, причем постепенно, партиями. Видимо, любовались со стен, как противник методично уничтожает всех: детей, женщин, стариков. Бойня прекратилась, когда на место прибыл французский король и запретил бессмысленное уничтожение ни в чем не повинных людей.

Почему так? А может быть потому, что самодержец окружает стенами себя, любимого, а вечевая республика – всех.

Плохо нам преподавали историю средних веков в школе, на старости лет делаю много открытий (для себя).

 

Высокая башня одна из двух.
В давние времена между башнями были решетки, перегораживающие реку.
Назывались Нижние решетки, были и Верхние.

Башен было много, не все они сохранились. Недавно некоторые восстановили и создали экспозицию внутри. Впрочем, Высокая башня была восстановлена давно, ей только поменяли шатер и сделали внутри перекрытия и лестницы. Можно подняться на самый верх. Не знаю, как стрельцы в своих долгополых кафтанах с бердышами по таким лестницам бегали. Я еле слезла, да и залезла с трудом.




А Варлаамовская башня была совсем недавно в развалинах. И место это было совершенно дикое, заросшее бурьяном. 


Теперь здесь красивый сквер, гулять одно удовольствие. Правда, восстановили башню по современным традициям – сразу видно, что новодел. Встроили стеклянную стену – панорамный обзор.  Но, с другой стороны, людям интересно. Вот и нам было интересно.






От одной башни к другой можно пройти по крепостной стене, в бойницы посмотреть. А еще перешли мы через реку, по льду. Давно такой зимы не было, чтобы река так крепко замерзла. Раньше по реке целые тропы были проложены, всю зиму люди ходили. Теперь мало кто ходит, больше на машинах ездят (смайлик). А мы, студенты, сдавали на реке бег и ходьбу на лыжах.


Ну теперь немного о печальном и побрюзжать. Понемногу привыкаю к мысли, что пора мне уходить, пока не выперли или пока вперед ногами не вынесли. Потому что устаю дико, в пятницу еле живая приползла, пластом лежала, в подушку подвывала, утром в субботу чувствовала себя заезженной лошадью, лежала весь день, к вечеру взбодрилась. Что делала? Да ничего особенного, но все на нервах. Пришло новое начальство. По возрасту мне в сыновья годится, в буквальном смысле. Выдвиженцы, как говорили раньше, «по партийной линии». То есть на местах никогда не работали, все время где-то чем-то руководили, такие комсомольские вожаки. Поэтому как все работает, не знают и не понимают. Сразу, вот прям немедленно, дай да положь. Голова забита какими-то неосуществимыми прожектами, кто над ними работать будет, непонятно. Денег нет? Напишите грант. Вот прямо сейчас, к понедельнику за выходные. Господи, детский сад – штаны на лямках.

В общем, надо бежать. Нервы не выдерживают, пусть как хотят. Им, молодым, жить. Либо научатся, либо потонут, и нас, стариков, за собой утянут. И мне уже все равно, что после меня будет, и уже даже не жаль «построенного». И даже денег не жаль, что-нибудь да заработаю. Не готова я еще дома сидеть. Вот и вспоминается фильм «Старики-разбойники». Пересмотреть, что ли?

Дала себе срок до октября, но сейчас не знаю, выдержу ли. Начальство на место ставить – себе дороже, но и на шею сажать тоже не годится. А начальство-то чувствует, что ничего не знает, не понимает, но показать то себя хочет и на дальнейший рост рассчитывает, чтобы дальше «руками водить».

Решила – если станет невмоготу, убегу сразу. Вот прямо сразу, теряя тапки на ходу.

Уже хочется весны, в поля. Приглядывать надо семена. В магазине уже торфяные горшочки для рассады продают.

Декабристов опять выселила на балкон, морозы спали, в квартире жарко и душно. Да и Бонита добралась до одного декабриста и опять его искусала. Вот ведь вредная животина.

А что я? Я ничего. Лежу тут, вся красивая.


 

17 комментариев:

  1. Марина, историческое и башенное - вот просто блеск!
    Смена начальства у нас случилась в этом году. Никто из них раньше такие должности не занимал и многого не знают, разделили себе фронт работы на сферы ответственности. Порой долго вспоминаешь к кому идти с тем или иным вопросом, часто слышишь "я за это не отвечаю уже, мы поменялись". При прежнем директоре все-таки все работало, как единое целое. Народ поразбежался (а никого и не удерживали), очереди на вакантные места не наблюдается. Меня удерживает шаговая доступность работы и стабильная деньга, хотя мысль о смене сферы деятельности иногда в голове звенит😀

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у меня-то как звенит! Уже даже не звенит, а бьет во все колокола. А завтра новая встреча, и в четверг. Про сегодняшнюю я даже не говорю. Добро бы польза была, но как написал Диккенс: "Шерсти мало, визгу много", - сказал черт, постригая кошку.

      Удалить
  2. Марина, спасибо,роскошная экскурсия и задумка "раз в месяц" срабатывает. Мы с мужем даже ухитрялись выезжать "за околицу". К панорамным окнам и новоделвм отношусь по принципу,хорошо что восстановили иначе остались бы развалины.
    День так ощутимо прибавился,для меня неожиданно,долго привыкала к полной темноте,теперь дико,как уже вечер,а светло.
    Я два года пыталась вписаться при смене руководства,хотя мудрая подруга сразу сказала,надо уходить. Ты,что,нам до пенсии как медным котелкам . К тому же мы умеем работать и любим своё дело. Потом сработал режим самосохранения и десантировались.жизнь дороже. Про гранты очень знакомо,но до боли. Много и сразу,прям "счас", мне к вечеру проект на стол "ассамблеи","форум",название позаковыристее. Так на часах,уже 16.00. работать не умеете. Что пережили,то наше.
    Марина,есть родные люди. Подержат и утвердят в "рамках принятого решения": " ты нам живая нужна".
    Удачи+

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Волокусь сегодня с работы, вокруг светло. "Не рано ли я с работы удрала?" Нет, не рано. Теперь в 6 еще не стемнело.
      Это уже четвертое начальство на моей памяти. Надо было остановиться на третьем и уйти с гордо поднятым хвостом. Впрочем еще и сейчас можно.

      Удалить
  3. Марина, как я люблю ваш Псков! В кремле тоже была, но давно, когда внутрь не пускали. Будет возможность, обязательно приеду. По льду ходить боюсь, после того, как решила пройти через Неву, но вовремя одумалась.Фотографии с удовольствием рассмотрела. Про уход с работы. Я считаю по много-многолетнему опыту, что больше 5ти лет работать на одном месте трудно.Устаешь и надоедает, смена начальства раздражает. Советую уволиться в начале лета, как следует отдохнуть на даче, в тишине а вот осенью подыскать что-то новое.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Надежда. Вы будете смеяться, но в прошлом ноябре исполнилось 20 лет моей работы в одной организации, а в октябре будет 18 лет в одной должности. Но выгорание наступило совсем недавно. Глаз больше не горит, развития не вижу, да и работу мою не оценили. Пустяк, но обидно. Да и старая стала, сама чувствую. Хочется сидеть в уголке, заниматься рутинной работой, чтобы никто не приставал и не мешал.
      Приезжайте, у нас многое за последние лет пять изменилось, но уютная провинциальность не исчезла. И я этому рада.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Марина! Это правильное решение - выбираться куда-нибудь, а уж в вашем историческом городе найдутся такие места. Во Пскове никогда не была, так мне было интересно посмотреть Ваши фото! А брюзжать нам всем сейчас хочется - погода, недомогания, семейные проблемы. Не горюйте! Вот с работой надо решать. Если она не нравится - лучше расстаться с ней...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила! Не то чтобы не нравиться, просто устала. И очень трудно работать с людьми новой формации, у которых все для галочки, чтобы перед своим начальством отчитаться, чтобы никто не увидел, что они лишь говоруны, чтобы с теплого места не поперли.
      Да и вообще, когда-то надо уходить на заслуженный отдых. Но это трудное решение.

      Удалить
  5. Марина, спасибо за экскурсию, фото.
    А работа...каждый по возможностям, желание сейчас не в цене.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Да, Бог с ней, с работой. Трудно признать себя старой.

      Удалить
  6. Марина, смоленский Кремль видела давно. А вот до Пскова бы добраться хотелось. И до монастыря. С ним отдельная история. Про работу - вы сами мне писали в комментариях, что если не ценят, надо уходить. И это решение уже созрело. Найти бы тыл и запасной аэродром. Получается, закрыв дверь в одно место, мы автоматически оказываемся в другом. Только тяжко это, стресс.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну вот, Лилия, Вы обиделись. Извините, если что не так написала. Понимаете, семейные отношения и работа - это разные вещи. Однажды уже развернулась и ушла, отработав на одном месте 14 лет. Ушла в никуда и два месяца просидела без работы, нашла вот эту, зарплата в два раза меньше, чем была. Пришла на место человека с большими амбициями, которая уходила, считая, что за ее таланты все должны терпеть ее выходки. Мне пришлось с этой дамой проработать полгода бок о бок. Она ушла, я осталась. А потом вредила, слухи разные распускала. Но в те времена мне еще не было сорока лет.
      Теперь мне еще нет шестидесяти и я понимаю, что меня больше нигде не ждут. При желании можно найти работу, я не претендую на высокую зарплату. Для меня это, скорее, возможность быть в социуме и общение. Ну, в общем, поживем-увидим.

      Удалить
  7. Марина, по второй части. Мне тоже приходится оставлять рубежи, которые когда-то были стопроцентно моими. Это невероятно тяжело. Сам процесс принятия этого факта даётся с трудом, не хочется уходить в тень.
    Работа: Начальники меняются. Остаться без привычной занятости ежедневной тоже стресс. Взвесьте, какое зло злее)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На моей памяти это уже четвертый начальник. Все были со своими "тараканами", ко всем приспосабливалась. Но теперь пришли новые люди, с новыми странными понятиями о работе. Вчера была назначена рабочая встреча, время не оговорено. Я даже не удивлена, что никто не пришел. Я даже не удивлена, что никто не позвонил. Завтра тоже назначена, в 16 часов, "но может быть и раньше, если мы решим сначала к вам, а потом уже в другое место". Я, конечно, рада такому вниманию, но у меня работа есть, ее надо работать, а не ждать высоких гостей. Тем более, когда полколлектива на больничном.
      Но и это, в общем-то, тоже ерунда. Уход - это признание себе: ты старая кляча, уже не способная на длительный забег, быстро устающая, теряющая хватку. Ключевое слово здесь - старая!
      Да, ладно, все это глупости.

      Удалить
  8. Марина, ваша Бонита такая красавица! У вас чудесные фотографии. Я тоже радуюсь солнышку. Еще люблю время, когда дни становятся длиннее. Вот уже в 6 вечера так светло. Февральское солнце светит ярко. Кажется, что больше ничего не нужно. Главное, мы живы и здоровы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина! Бонитка такая плюшевая.
      Да, мы живы и здоровы по возможности. И это хорошо.

      Удалить
  9. Эти стены впечатляли меня в школьные годы. Приятно видеть, что всё восстанавливается. Даже обзорная стена в башне хороша.А про старость... Мне 49 стукнет на днях и я замечаю уже, что сдаю в плане стрессоустойчивости. Замечаю, что какие-то денежные позиции сначала достаются молодым и активным,а потом мне, потому что первые не справились, или им неинтересно. С другой стороны я, как самая старшая в коллективе- всё вижу, слышу и знаю- становлюсь серым кардиналом. Это тоже интересно:)Но старость признать трудно. Это да.

    ОтветитьУдалить