суббота, 12 ноября 2022 г.

Под шелест страниц

 

Вот так и проходит моя осень – под шелест страниц. И я никак не приноровлюсь читать дома. Читать в Поместье получается больше. Наверное, потому, что дел там у меня особых нет, а времени – хоть отбавляй. Начитала всякого разного. Предлагаю вашему вниманию пять книг. Стоит ли читать их, решать вам.

К первым двум книгам я бы поставила эпиграф: «Легко ли быть молодым?!» Молодым героям этих двух книг мне так и хотелось дать в лоб. За… то, и за се, и за пятое, и за десятое. Если вам за…, вы легко подберете свой перечень – за что вам хочется пожурить молодых. Потом я ловила себя на мысли: «Вот брюзжу тут, старая, как бабка на лавочке». Вот и оба автора стали слишком старыми, чтобы писать о молодых. Специально ли они создали такие раздражающие образы или это получилось, как получилось, кто знает?!

Время от времени у меня возникает желание почитать что-нибудь не напрягающее ум и не вызывающее бурных эмоций. Вот я и почитала «Серьгу Артемиды». Попалась под руку в библиотеке.

Девица, желающая стать актрисой и юноша, сопровождающий друга на кастинг, обнаруживают труп знаменитой актрисы. Ну, как знаменитой – снялась в десятке фильмов-сериалов  - вот и целая звезда. Сюжет близок к реальности, как декабристы к народу. Кругом одни интеллигенты в пятом поколении, восходящие корнями к Рюриковичам, и деятели государственного аппарата, добрые, сентиментальные, чистые, как слеза младенца.

Все картины из свободного доступа в сети.
Не успеваю делать свои фото. Да и смысл?

Больше всего автора, на мой взгляд, занимала юная героиня, никак не понимающая, почему мама и бабушка не в радости от того, что она хочет стать артисткой. Ну и прочее: одежка, в которой мерзнет все, от лодыжек до ушей, жизнь в соцсетях, гаджеты и т.д. и т.п. Среди взаимоотношений героини с мамой и бабушкой, встречами с юношей из высокопоставленной семьи, посещением киносъемочных площадок где-то на заднем плане мелькает мысль: а кто все-таки и зачем убил несчастную звезду и что за серьга Артемиды, в честь которой и названо произведение. Серьга вылезает в самом конце, как рояль из кустов. И убийца находится тоже как-то между делом, между выяснениями личных отношений нескольких поколений одного семейства. Убили несчастную звезду в самом расцвете сил ради того, чтобы завязать сюжет. В общем, сказки мадридского двора.

Оказывается, уже и сериал сняли.

Второе произведение к жанру детектива никак не отнесешь, хотя написала его Александра Маринина.

О «Горьком квесте» я читала разные отзывы, почти все отрицательные. И вот тоже попался под руку. Квест был горьким (печальным) и о Горьком (точнее, о его произведениях). Наверное, Максим Горький тот писатель, творчество которого для большинства открылось на уроках литературы и закрылось вместе с последним звонком. В школе нам рассказывали о нем как о пролетарском писателе, о его призывах к революционной борьбе и т.д. и т.п. на уроках литературы как раз в те времена, которые пытались воссоздать  в «Горьком квесте». На самом деле это не совсем так, и даже совсем не так. А, как это бывает в жизни, все очень сложно и не прямолинейно.

Вот такой буревестник революции

Очень трудно сформулировать в нескольких предложениях, о чем же «Горький квест». Порой даже теряется мысль: «А зачем это все затеяно?»

Группе молодых людей предлагается (за деньги) поучаствовать в некой ролевой игре, возвращающей их в 70-е годы двадцатого века. Аутентичным будет все: от одежды до посещения магазинов. Питание как в те времена и продукты соответствующие (котлеты из булки, пюре картофельное с водой, кильки в томате), фильмы и передачи тех времен в записи, позвонить можно только по стационарному телефону и только на такой же стационарный номер. Никакого интернета и мобильной связи. Представляете ужас молодых людей при этом сообщении!

С одной стороны, Маринина рассказывает читателю о том, как жили пятьдесят лет назад, с другой стороны, она утрирует и сгущает краски. Ну да, так жили, да, такие были отношения, такие модели поведения.

В книге идет подробный разбор произведений Горького, начиная с «Дела Артамоновых». Молодым людям предлагается прочитать произведение, а затем рассказать, что вызвало у них интерес, зацепило, показалось странным.  Мы, читатели, понимаем, почему выбрано именно это произведение, и с чем сравнивают устроители квеста ответы молодых людей – автор нам об этом рассказал. Молодые же люди не понимают смысла проводимых мероприятий.



О чем же "Дело Артамоновых"? О зверином оскале капитализма?
Или о чем-то другом? 

Узнала полезную вещь: оказывается пьес «Васса» было целых две.  Одна издана в начале века, а вторая уже в тридцатых годах. Действующие лица те же, а вот смысл и посыл у произведений разный. В некоторых источниках они упоминаются, как разные редакции. Упоминается и третья редакция, 35-го года.

В общем, «Горький квест» ни разу не детектив. Никого там не убили и не ограбили, никакого преступления не произошло, во всяком случае, в настоящем времени. Могут ли современные молодые люди думать так же, как их сверстники 50 лет назад? Делать те же выводы? И почему взяла автор для разбора творчество Горького? По сюжету книги-то понятно почему. А почему по сюжету – именно Горький?

Какие-то все недомолвки и иносказания, запутанность и множество сюжетных линий, которые либо недотянуты, либо оборваны. Как-то все расплывчато и сыровато.

Но это на мой взгляд. Может быть, я просто где-то утеряла нить повествования? Какое-то очень многоплановое произведение и, порой, немного нудное.

Хорошо быть молодым. Но трудно. И порой трудно быть рядом с молодыми. Все заморочки – это от отсутствия жизненного опыта. Если в юности много такого опыта, то детство было непростым. Из юности вырастают, как из детских штанишек, а если не вырастают, то это уже инфантильность.

P.S. Второй день я пытаюсь написать пост об этих двух книгах. И никак не удается. И чем больше размышляю о «Горьком квесте», тем больше у меня появляется разных мыслей. Просто луковица какая-то - шелушишь, шелушишь, все до сердцевинки не добраться.

Поэтому о трех других книгах чуть позже. Надо навестить Поместье.

9 комментариев:

  1. Марина, я вообще-то люблю детективы Устиновой и Марининой. Хотя уже давно новые не попадались. Сейчас появились в библиотеках очень интересные авторы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Я тоже люблю этих авторов, хотя они совершенно разные. Совершенно с Вами согласна, сейчас много интересных авторов.

      Удалить
  2. Добрый день, Марина! Вы очень интересно рассказали о прочитанном. Хорошие авторы. Заинтересовала книга , которая "ни разу не детектив"
    Значение слова "квест" узнала не так давно... спасибо за Ваши мысли, они бывают созвучны моим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Наверное, в определенном возрасте у людей появляются схожие мысли.

      Удалить
  3. Марина я же не зря гуманитарий. А ещё и филолог. Сколько лет мы занимались анализом произведений и их авторов. Из всего этого я вынесла, что мы видим мир из себя. Сколько людей, столько и трактовок. И факты будут подобраны под идею, под настроение.
    Последнее время могу читать-перечитывать только классику. Мне нравится гипнотическое погружение в миры Достоевского и Гоголя.
    Здоровья тебе, дорогая. И мира!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Хилола мы видим мир из себя. Соотносим его со своим опытом, желаниями, мыслями. Многие в произведениях, в том числе и классиков, видят только голый сюжет. А сколько я знаю людей, которые за год не прочитывают ни одной книги. Самое печальное, что среди них много учителей. Спасибо. Всего тебе самого доброго.

      Удалить
  4. Марина, вы правильно пишете - Горького читаем в школе и забываем с последним звонком. Я как то читала и его жизни на Капри, счастливой и безмятежной, и как его пытались выманить в СССР. Но он не поддавался до тех пор пока ему не рассказали об огромной народной любви. Тогда он вернулся. И зря. Эти книги я бы не стала читать, извините.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну что Вы, Надежда! За что Вас извинять? Я же не пишу о прочитанных книгах, чтобы навязать кому-то их прочитать. Наоборот, возможно кто-то прочитает и передумает их читать, чтобы не тратить зря время. С творчеством Горького я познакомилась еще в начальной школе. Летом мы гостили у бабушки с дедушкой, и вечером мне хотелось читать, а книг не было, во всяком случае, детских. И мама принесла мне хрестоматию, где была повесть "Детство", как я понимаю, не полностью. Потом я уже прочитала ее еще раз ужа целиком, дома. "В людях" и "Мои университеты" мне как-то не понравились. Дальше Горького я читала только в рамках школьной программы, впрочем, "Мать" так и не дочитала. А выпускном классе писала на экзамене сочинение: сравнительный анализ образов героев Горького и Чехова. Точное название уже не помню, что-то про горячее сердце и человека в шинели.

      Удалить