пятница, 3 марта 2023 г.

Почему Агата

 

Может ли обычный человек написать художественную прозу? «Фи!» - скажете вы. «Графоман!» Скорее всего – да!

Но представьте себе писательство как некую игру. «А вот у меня есть мысль. Давайте напишем роман!» А почему бы и не «да»! Идея, герои, завязка – и в путь! Кстати, мысль эта не нова. В такие игры играли вполне знаменитые писатели.

Мы, конечно, не знаменитые писатели, но почему бы не попробовать?!



Писатель ли я? Нет. Писала ли я художественную прозу? Нет. Писала ли я статьи для прессы? Очень давно, пару штук, ничего существенного.

Писала ли я вообще что-нибудь? О, да! Множество разных бумаг: отчетов и планов, объяснительных записок, положений, правил и других, важных и не очень, документов. Среди них тексты разных лекций. Для своих лекций полновесных и подробных текстов я не писала никогда, все они существовали в виде тезисов, развернутых в той или иной степени (от одного предложения, до пяти-шести по каждому пункту, если нужны были какие-то точные данные и надо подсмотреть в процессе). Чаще всего я редактировала чужие тексты. Так что писатель я никакой.

Те, кто читает блог Хилолы «Запах бабочек», знают, что автор периодически подкидывает идею коллективного литературного творчества. Возможно, есть и другие такие блоги, но я пока на них не напала.

В этот раз мы собрались втроем рассказать о неких событиях, произошедших в пансионате «Пигмалион». Три дамы приехали отдохнуть и тут…

Моя героиня – Агата. Одна из читательниц в самой первой главе ехидно спросила, что это, видимо, намек на Агату Кристи. Знаете ли, а вот и нет! Я даже не знаю, почему именно Агата. Вот просто сидела, думала и появилось это имя, без всяких ассоциаций. Кстати, я знала одну настоящую Агату. Тогда это была девочка лет восьми, дочь наших знакомых, теперь это взрослая женщина лет тридцати пяти, которую я не видела и не знаю. И ее точно назвали не в честь знаменитой писательницы.

Моя Агата – дама позднего бальзаковского возраста, немного рассеянная и суетливая, но наблюдательная и любопытная. Я не описываю себя, я знаю, какая она и стараюсь представить, как такая женщина могла бы действовать в подобных ситуациях. Я даже немного иронична по отношению к ней.

Сегодня в комментариях одна из читательниц заметила, что за границей люди не разговаривают и не общаются подобным образом. Дорогие читатели! Давайте поставим точки над «и».

В какой стране происходит действие? В никакой. Это вымышленное место, собирательный образ, мы сразу договорились, что это не будет какая-то конкретная точка на карте. Мы не называем гражданство героинь и не уточняем, прибыли они из другой страны или действие происходит на их родине. Эта условность облегчает описания общения героинь друг с другом, с персоналом, с местным населением. Да, это лишает произведение реализма, но ведь мы договорились, что мы не писатели, а написание романа – игра.

Вы никогда не задумывались, как появляется литературное произведение? Многим кажется, что автор написал что-либо (роман, повесть, рассказ, пьесу и др.), отослал в редакцию или издательство, заплатил денежку и ему все напечатали. Да, за ваши деньги – все что угодно, в рамках административного и уголовного кодексов.



Но хороший писатель  обратится к ряду специалистов, чтобы не опозориться. Либо успешное издательство привлечет их, дабы не ударить в грязь лицом, выпустив «сырую» книгу. Во-первых, это корректор, который проверит ошибки, во-вторых это редактор, который внимательно прочтет и укажет автору на несогласования: «на 25 странице этого персонажа звали Иван Петрович, а на 128 он уже Иван Павлович», «сначала у Маши были голубые глаза, а потом почему-то зеленые», «в начале вы упоминаете, что дело было осенью, проходит время, и герой выходит из дому в панаме и шортах, хотя, по логике, дело идет уже ближе к зиме». А литературный редактор может посоветовать автору добавить каких-то описаний, или убрать неудачный кусочек текста, или заменить его.

Включайтесь в нашу игру, будьте нашими корректорами и редакторами. Пишите, что вам понравилось и не понравилось, чего бы вам хотелось добавить или то, что вы считаете совсем уж неправдоподобным.

Конечно, не все любят критику. Любую. Но я должна заметить, что критиковать тоже надо уметь. Авторы – очень обидчивые люди. Никто не позволит издеваться над своим детищем. На замечание: «Ты – дурак!» очень просто можно получить ответ: «Сам дурак!».



Лично я открыта для всякого рода критики. Потому что понимаю, что я не писатель, а моя писанина – «рыба», требующая значительной чистки и обработки.

И еще я люблю играть. Первые шестьдесят лет в жизни девочки очень трудные. А вот потом уже можно и поразвлечься. А почему бы и нет?! Потому что – да!



 

20 комментариев:

  1. Марина, я читаю ваш коллективный роман и мне нравится ваша Агата. Сейчас у нас часто девочкам дают это имя. Спасибо! Буду читать дальше!

    ОтветитьУдалить
  2. Я не добралась до чтения романа, но знаю, что писать непросто. И обидеть писателя может каждый. Поэтому творите, Марина! Пусть вас увлекает и радует этот процесс!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лилия! Вот я и творю, радую себя. Мне сейчас нужны маленькие радости.

      Удалить
  3. Марина, пока не читала ваш коллективный роман. Но мне уже нравится Агата - хорошее имя.
    Вчера был день писателя - поздравляю Вас как одного из авторов, Вы вообще интересно и содержательно рассказываете в своём блоге.
    Успешного творчества и мирного неба над цветущим садом(фраза не моя, но очень нравится)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина! И Вам всего самого доброго! Началась весна. У вас, в теплых краях, уже, наверное, на деревьях набухли почки. А у нас сегодня снегопад и ноль. Завтра минус. Будет гололед. Мы ждем весну.

      Удалить
  4. Марина, здорово про Агату. Да, каждая в свою героиню внесла что-то своё. Я вот Марту даже нарисовала, так она внешне на меня оказалась похожа.
    Насчет критики... Странно, когда мы раньше коллективно творили и каждого несло в свою сторону (кто в степь, кто в лес), т.е. абсурд получался, то критики почти не было. А в этот раз критики много! вот и думаю, может что-то стоящее выходит, раз народ так активизировался подсказывать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, подумалось, может самой написать что-то вроде "Кто такая Марта?")))

      Удалить
    2. Критика - это хорошо, это значит, что читают. Критикуют, все и всех, критиковали, страшно подумать, даже Толстого. А бедного Дюма критикуют до сих пор, за неисторичность, точнее за историческую неточность.

      Удалить
  5. Марина, "Одна из читательниц в самой первой главе ехидно спросила, что это, видимо, намек на Агату Кристи." Я не ехидно спросила, просто из любопытства. Прочитала главу 21 и хочу поиграть в корректора (или редактора). Вам надо выбрать, в каком роде писать. Например: "выпил бокальчик, и ты уже красавица." Наверно должно быть: "выпила бокальчик..". Еще: "Перед ней было огромная зала..." Наверно надо: "Перед ней была...". И определитесь пожалуйста кто у вас: библиотекарша или библиотекарь? Не обижайтель, я по доброму.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, я скорее всего слишком придирчиво читала вашу главу. Вообще, мне всегда нравится ваш слог, легкий и красочный. Особенно я заметила это, когда вы рассказывали о вашей даче и соседях, о вашем дне ( на мне, в голове..) В других блогах я такого изложения не вижу и это приятно выделяет ваш. То, что вы взялись писать роман (или детектив) достойно похвалы, это не так просто как может казаться.

      Удалить
    2. Спасибо, Надежда! Мне очень приятна Ваша похвала. Я с удовольствием читаю Ваши рассказы о Петербурге и о растениях Вашего сада.
      На самом деле автор не всегда прав, когда спорит о своем тексте. Автору кажется, что все изложено верно и понятно, потому что он знает, что есть "за кадром", а читателю непонятно, он ведь за "кадр" не заглядывает.

      Удалить
  6. Марина, полностью согласна с каждым словом, с каждым высказыванием. И правда, не зря в хороший издательствах сидят и корректоры и редакторы. Все высокообразованные эрудиты. Помню, я была потрясена после перестройки количеством безобразной литературы. В СССР, а уж тем более при Сталине, малейшая ошибка, описка, карались. Все тексты были выверены штатом специалистов. Помню, мама привезла моей дочери серию книг по мировой истории, адаптированной для детей. Я была просто в ужасе. Да и моя мама тоже. При покупке она, видимо, не просматривала текст. Причём изданы книги на дорогущей, глянцевой бумаге. Иллюстрации шикарные. Но само содержани...., стиль и сплошные ошибки и грамматические в том числе...
    Да, Агату твою надо поместить в роман.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В переводной научно-популярной литературе вообще жуть, что бывает. Во-первых, есть издатели, которые экономят на литературной обработке текста и публикуют подстрочник. Во-вторых, бывает, написано, так замысловато, что когда читаешь третье предложение, уже забыл, что было в первом. Хотя фразы из десяти слов. Иногда бывают авторы, которые любят предложения сложнее, чем у Тургенева. Фраза из четырех причастных и деепричастных оборотов на 7-8 строк.
      Про смысловое изложение я вообще молу. Недавно прочитала в одной книге имя "Шарон". Долго думала, кто есть это? Потом сообразила, что имеется в виду греческий Харон, перевозчик мертвых через реку Стикс в загробное царство. Понятно, что не все сведущи в греческой мифологии, очень запутанной и очень древней. Я шумела и возмущалась (вот такая я злая!), а муж спорил, что это транскрипция такая. Чуть не подрались на литературной почве.

      Удалить
  7. Марина! Для меня имя Агата и персонаж в романе это полудрагоценный камень, многообразный,интересный. В зависимости от мастера и оправы играет своими природными красками и есть чёткое второе дно! В реальной жизни никого не встречала с этим именем. Редкое и интересное.
    Поиграть это увлекательно, с игрой человек не расстаётся ,иначе он был бы скучен! А вот девочкам особенно игра показана! Лично я уже "вижу" опубликованный роман и обложку "сочинила": глубокое бездонное озеро, верхнее поле занято действующим замком,чтобы все башни были разные. С одной стороны дремучий сказочный лес и все три героини в необыкновенных шляпках, с другой стороны столик со старинной пишущей машинкой и огромная стопа бумаги, витиеватая надпись по низу латинскими буквами " бесконечное продолжение следует"( на своей клавиатуре не могу воспроизвести)
    Я критику не люблю в совей адрес. Вот такой я подарок в проруби. Я считаю,что написать пост,эссе,роман,статью, это колоссальный труд и не каждому дано! Одно дело,что вижу то пою, а другое интрига, загадки,диалоги!
    Удачи!

    ОтветитьУдалить
  8. Марина! Здесь же о февральских зарисовках! С нетерпением жду, с удовольствием читаю и перечитываю! Всегда прекрасные ироничные фото! Просто чудо! Марина, из-за технических неурядиц, захожу через вас в другие блоги. У меня нет таколйлпции на телефоне. Надеюсь не доставила неудобств. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какие неудобства! Глупости! У меня тоже не всегда удается отправить комментарий, а иногда в боковой панели нет сообщений о новых постах. И я иногда захожу, а там человек уже три раза что-то написал!.
      Спасибо за комментарии.

      Удалить
  9. Прошу прощение за вторжение, но все же хочу задать вопрос теперь и вам. А почему в романе выбрались героини такого бальзаковского возраста (не буду уточнять, что это не так уж много по летам на самом деле)? Логичней ну хотя бы до 40 лет от роду. Отдыхать в санатории могут и более молодые по той или иной причине. Большинство произведений все же имеет молодых героинь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы с Хилолой не самые молодые авторы по возрасту, но молодые по опыту писательства, поэтому, наверное, нам так легче. Но если честно, то даже не знаю. У меня просто в голове родилась Агата, вот такая, как она есть. Чуть за 50, уже жизненным опытом, но еще досточно бодрая и любопытная, в силу возраста уже осторожная, но еще способная на шалости. Кроме того, возраст исключает любовную линию (ну кому интересно про любовные приключения старушек?). Кроме того, в одиночестве в санатории ездят, в основном, уже женщины в возрасте, более молодым парам хочется быть вдвоем. Вы, Ирина, видимо, еще не достигли такого возраста, когда иногда хочется побыть в одиночестве и отдохнуть даже от близких и любимых людей. Разлука, даже на пару дней, освежает отношения, дает новые впечатления, которые потом пара будет обсуждать, и которых нет, когда они все время вдвоем.

      Удалить
    2. С Хилолой мы одного года, это на тему возраста. )
      Агата - имя хорошее, есть знакомая с таким именем, дошкольница и умница, кстати.
      На тему любовной линии - недавно знакомая, которой исполнилось 69 лет, официально опять вышла замуж, да еще и за москвича, а она иногородняя, вернее, из другой страны, и, зная ее, только по любви там может быть и для секса, так что... всякое бывает. Но она еще и поэтесса, возможно это сыграло свою роль.
      Что касается одиночества... есть у меня в биографии два года полного одиночества с буханкой хлеба в день из еды (сама диву даюсь такому сроку), но не тюрьма, там хоть кормят. ) ) Мне кажется, что настоящее одиночество отбивает всякое желание жить в санатории с людьми. Но тут тоже индивидуально.
      В целом, понятно. Начало рассказа интересное.

      Удалить