Может ли обычный человек написать художественную прозу?
«Фи!» - скажете вы. «Графоман!» Скорее всего – да!
Но представьте себе писательство как некую игру. «А вот у
меня есть мысль. Давайте напишем роман!» А почему бы и не «да»! Идея, герои,
завязка – и в путь! Кстати, мысль эта не нова. В такие игры играли вполне
знаменитые писатели.
Мы, конечно, не знаменитые писатели, но почему бы не
попробовать?!
Писала ли я вообще что-нибудь? О, да! Множество разных
бумаг: отчетов и планов, объяснительных записок, положений, правил и других,
важных и не очень, документов. Среди них тексты разных лекций. Для своих лекций
полновесных и подробных текстов я не писала никогда, все они существовали в
виде тезисов, развернутых в той или иной степени (от одного предложения, до
пяти-шести по каждому пункту, если нужны были какие-то точные данные и надо
подсмотреть в процессе). Чаще всего я редактировала чужие тексты. Так что
писатель я никакой.
Те, кто читает блог Хилолы «Запах бабочек», знают, что
автор периодически подкидывает идею коллективного литературного творчества. Возможно,
есть и другие такие блоги, но я пока на них не напала.
В этот раз мы собрались втроем рассказать о неких событиях,
произошедших в пансионате «Пигмалион». Три дамы приехали отдохнуть и тут…
Моя героиня – Агата. Одна из читательниц в самой первой
главе ехидно спросила, что это, видимо, намек на Агату Кристи. Знаете ли, а вот
и нет! Я даже не знаю, почему именно Агата. Вот просто сидела, думала и появилось
это имя, без всяких ассоциаций. Кстати, я знала одну настоящую Агату. Тогда это
была девочка лет восьми, дочь наших знакомых, теперь это взрослая женщина лет
тридцати пяти, которую я не видела и не знаю. И ее точно назвали не в честь
знаменитой писательницы.
Моя Агата – дама позднего бальзаковского возраста, немного рассеянная и суетливая, но наблюдательная и любопытная. Я не описываю себя, я знаю, какая она и стараюсь представить, как такая женщина могла бы действовать в подобных ситуациях. Я даже немного иронична по отношению к ней.
Сегодня в комментариях одна из читательниц заметила, что за
границей люди не разговаривают и не общаются подобным образом. Дорогие
читатели! Давайте поставим точки над «и».
В какой стране происходит действие? В никакой. Это
вымышленное место, собирательный образ, мы сразу договорились, что это не будет
какая-то конкретная точка на карте. Мы не называем гражданство героинь и не
уточняем, прибыли они из другой страны или действие происходит на их родине.
Эта условность облегчает описания общения героинь друг с другом, с персоналом,
с местным населением. Да, это лишает произведение реализма, но ведь мы
договорились, что мы не писатели, а написание романа – игра.
Вы никогда не задумывались, как появляется литературное
произведение? Многим кажется, что автор написал что-либо (роман, повесть,
рассказ, пьесу и др.), отослал в редакцию или издательство, заплатил денежку и
ему все напечатали. Да, за ваши деньги – все что угодно, в рамках
административного и уголовного кодексов.
Но хороший писатель
обратится к ряду специалистов, чтобы не опозориться. Либо успешное
издательство привлечет их, дабы не ударить в грязь лицом, выпустив «сырую»
книгу. Во-первых, это корректор, который проверит ошибки, во-вторых это
редактор, который внимательно прочтет и укажет автору на несогласования: «на 25
странице этого персонажа звали Иван Петрович, а на 128 он уже Иван Павлович», «сначала
у Маши были голубые глаза, а потом почему-то зеленые», «в начале вы упоминаете,
что дело было осенью, проходит время, и герой выходит из дому в панаме и
шортах, хотя, по логике, дело идет уже ближе к зиме». А литературный редактор
может посоветовать автору добавить каких-то описаний, или убрать неудачный
кусочек текста, или заменить его.
Включайтесь в нашу игру, будьте нашими корректорами и
редакторами. Пишите, что вам понравилось и не понравилось, чего бы вам хотелось
добавить или то, что вы считаете совсем уж неправдоподобным.
Конечно, не все любят критику. Любую. Но я должна заметить,
что критиковать тоже надо уметь. Авторы – очень обидчивые люди. Никто не
позволит издеваться над своим детищем. На замечание: «Ты – дурак!» очень просто
можно получить ответ: «Сам дурак!».
Лично я открыта для всякого рода критики. Потому что
понимаю, что я не писатель, а моя писанина – «рыба», требующая значительной
чистки и обработки.
И еще я люблю играть. Первые шестьдесят лет в жизни девочки
очень трудные. А вот потом уже можно и поразвлечься. А почему бы и нет?! Потому
что – да!
Марина, я читаю ваш коллективный роман и мне нравится ваша Агата. Сейчас у нас часто девочкам дают это имя. Спасибо! Буду читать дальше!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина!
УдалитьЯ не добралась до чтения романа, но знаю, что писать непросто. И обидеть писателя может каждый. Поэтому творите, Марина! Пусть вас увлекает и радует этот процесс!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Лилия! Вот я и творю, радую себя. Мне сейчас нужны маленькие радости.
УдалитьМарина, пока не читала ваш коллективный роман. Но мне уже нравится Агата - хорошее имя.
ОтветитьУдалитьВчера был день писателя - поздравляю Вас как одного из авторов, Вы вообще интересно и содержательно рассказываете в своём блоге.
Успешного творчества и мирного неба над цветущим садом(фраза не моя, но очень нравится)
Спасибо, Ирина! И Вам всего самого доброго! Началась весна. У вас, в теплых краях, уже, наверное, на деревьях набухли почки. А у нас сегодня снегопад и ноль. Завтра минус. Будет гололед. Мы ждем весну.
УдалитьМарина, здорово про Агату. Да, каждая в свою героиню внесла что-то своё. Я вот Марту даже нарисовала, так она внешне на меня оказалась похожа.
ОтветитьУдалитьНасчет критики... Странно, когда мы раньше коллективно творили и каждого несло в свою сторону (кто в степь, кто в лес), т.е. абсурд получался, то критики почти не было. А в этот раз критики много! вот и думаю, может что-то стоящее выходит, раз народ так активизировался подсказывать...
Да, подумалось, может самой написать что-то вроде "Кто такая Марта?")))
УдалитьКритика - это хорошо, это значит, что читают. Критикуют, все и всех, критиковали, страшно подумать, даже Толстого. А бедного Дюма критикуют до сих пор, за неисторичность, точнее за историческую неточность.
УдалитьМарина, "Одна из читательниц в самой первой главе ехидно спросила, что это, видимо, намек на Агату Кристи." Я не ехидно спросила, просто из любопытства. Прочитала главу 21 и хочу поиграть в корректора (или редактора). Вам надо выбрать, в каком роде писать. Например: "выпил бокальчик, и ты уже красавица." Наверно должно быть: "выпила бокальчик..". Еще: "Перед ней было огромная зала..." Наверно надо: "Перед ней была...". И определитесь пожалуйста кто у вас: библиотекарша или библиотекарь? Не обижайтель, я по доброму.
ОтветитьУдалитьМарина, я скорее всего слишком придирчиво читала вашу главу. Вообще, мне всегда нравится ваш слог, легкий и красочный. Особенно я заметила это, когда вы рассказывали о вашей даче и соседях, о вашем дне ( на мне, в голове..) В других блогах я такого изложения не вижу и это приятно выделяет ваш. То, что вы взялись писать роман (или детектив) достойно похвалы, это не так просто как может казаться.
УдалитьСпасибо, Надежда! Мне очень приятна Ваша похвала. Я с удовольствием читаю Ваши рассказы о Петербурге и о растениях Вашего сада.
УдалитьНа самом деле автор не всегда прав, когда спорит о своем тексте. Автору кажется, что все изложено верно и понятно, потому что он знает, что есть "за кадром", а читателю непонятно, он ведь за "кадр" не заглядывает.
Марина, полностью согласна с каждым словом, с каждым высказыванием. И правда, не зря в хороший издательствах сидят и корректоры и редакторы. Все высокообразованные эрудиты. Помню, я была потрясена после перестройки количеством безобразной литературы. В СССР, а уж тем более при Сталине, малейшая ошибка, описка, карались. Все тексты были выверены штатом специалистов. Помню, мама привезла моей дочери серию книг по мировой истории, адаптированной для детей. Я была просто в ужасе. Да и моя мама тоже. При покупке она, видимо, не просматривала текст. Причём изданы книги на дорогущей, глянцевой бумаге. Иллюстрации шикарные. Но само содержани...., стиль и сплошные ошибки и грамматические в том числе...
ОтветитьУдалитьДа, Агату твою надо поместить в роман.
В переводной научно-популярной литературе вообще жуть, что бывает. Во-первых, есть издатели, которые экономят на литературной обработке текста и публикуют подстрочник. Во-вторых, бывает, написано, так замысловато, что когда читаешь третье предложение, уже забыл, что было в первом. Хотя фразы из десяти слов. Иногда бывают авторы, которые любят предложения сложнее, чем у Тургенева. Фраза из четырех причастных и деепричастных оборотов на 7-8 строк.
УдалитьПро смысловое изложение я вообще молу. Недавно прочитала в одной книге имя "Шарон". Долго думала, кто есть это? Потом сообразила, что имеется в виду греческий Харон, перевозчик мертвых через реку Стикс в загробное царство. Понятно, что не все сведущи в греческой мифологии, очень запутанной и очень древней. Я шумела и возмущалась (вот такая я злая!), а муж спорил, что это транскрипция такая. Чуть не подрались на литературной почве.
Марина! Для меня имя Агата и персонаж в романе это полудрагоценный камень, многообразный,интересный. В зависимости от мастера и оправы играет своими природными красками и есть чёткое второе дно! В реальной жизни никого не встречала с этим именем. Редкое и интересное.
ОтветитьУдалитьПоиграть это увлекательно, с игрой человек не расстаётся ,иначе он был бы скучен! А вот девочкам особенно игра показана! Лично я уже "вижу" опубликованный роман и обложку "сочинила": глубокое бездонное озеро, верхнее поле занято действующим замком,чтобы все башни были разные. С одной стороны дремучий сказочный лес и все три героини в необыкновенных шляпках, с другой стороны столик со старинной пишущей машинкой и огромная стопа бумаги, витиеватая надпись по низу латинскими буквами " бесконечное продолжение следует"( на своей клавиатуре не могу воспроизвести)
Я критику не люблю в совей адрес. Вот такой я подарок в проруби. Я считаю,что написать пост,эссе,роман,статью, это колоссальный труд и не каждому дано! Одно дело,что вижу то пою, а другое интрига, загадки,диалоги!
Удачи!
Марина! Здесь же о февральских зарисовках! С нетерпением жду, с удовольствием читаю и перечитываю! Всегда прекрасные ироничные фото! Просто чудо! Марина, из-за технических неурядиц, захожу через вас в другие блоги. У меня нет таколйлпции на телефоне. Надеюсь не доставила неудобств. Спасибо!
ОтветитьУдалитьКакие неудобства! Глупости! У меня тоже не всегда удается отправить комментарий, а иногда в боковой панели нет сообщений о новых постах. И я иногда захожу, а там человек уже три раза что-то написал!.
УдалитьСпасибо за комментарии.
Прошу прощение за вторжение, но все же хочу задать вопрос теперь и вам. А почему в романе выбрались героини такого бальзаковского возраста (не буду уточнять, что это не так уж много по летам на самом деле)? Логичней ну хотя бы до 40 лет от роду. Отдыхать в санатории могут и более молодые по той или иной причине. Большинство произведений все же имеет молодых героинь.
ОтветитьУдалитьМы с Хилолой не самые молодые авторы по возрасту, но молодые по опыту писательства, поэтому, наверное, нам так легче. Но если честно, то даже не знаю. У меня просто в голове родилась Агата, вот такая, как она есть. Чуть за 50, уже жизненным опытом, но еще досточно бодрая и любопытная, в силу возраста уже осторожная, но еще способная на шалости. Кроме того, возраст исключает любовную линию (ну кому интересно про любовные приключения старушек?). Кроме того, в одиночестве в санатории ездят, в основном, уже женщины в возрасте, более молодым парам хочется быть вдвоем. Вы, Ирина, видимо, еще не достигли такого возраста, когда иногда хочется побыть в одиночестве и отдохнуть даже от близких и любимых людей. Разлука, даже на пару дней, освежает отношения, дает новые впечатления, которые потом пара будет обсуждать, и которых нет, когда они все время вдвоем.
УдалитьС Хилолой мы одного года, это на тему возраста. )
УдалитьАгата - имя хорошее, есть знакомая с таким именем, дошкольница и умница, кстати.
На тему любовной линии - недавно знакомая, которой исполнилось 69 лет, официально опять вышла замуж, да еще и за москвича, а она иногородняя, вернее, из другой страны, и, зная ее, только по любви там может быть и для секса, так что... всякое бывает. Но она еще и поэтесса, возможно это сыграло свою роль.
Что касается одиночества... есть у меня в биографии два года полного одиночества с буханкой хлеба в день из еды (сама диву даюсь такому сроку), но не тюрьма, там хоть кормят. ) ) Мне кажется, что настоящее одиночество отбивает всякое желание жить в санатории с людьми. Но тут тоже индивидуально.
В целом, понятно. Начало рассказа интересное.