пятница, 28 июня 2024 г.

Большое пасхальное путешествие. Пещеры

 

О местечке Трутнево, его пещерах и некоем камне я впервые услышала от своей коллеги. Она побывала там с экскурсией. На мой вопрос: «А как туда добраться?», она ответила, что самостоятельно пути не найти. Теперь я понимаю, что ориентироваться на месте и в пространстве она может с трудом: география ей не нужна, ее извозчик довезет. А мы сами себе извозчики, поэтому рискнули.

Впрочем, на трассе был указатель «Трутнево», согласно которому мы и свернули на очередную проселочную дорогу.


Само поселение мне не понравилось: заброшенные здания администрации и клуба, вдалеке виднелось еще одно, скорее всего, производственное. Место не живописное совершенно. Бывают такие деревеньки, порой полузаброшенные, но такие уютные, приятные. А это – нет. Доехали мы до перекрестка, украшенного контейнером для мусора и столбом с дощечкой «Пещеры». Дорога в ту сторону стало совсем проселочной, узкой, с двумя колеями от колес. Мы решили пройти пешком, оставив машину у сарая. Место перед ним было предостаточно, а по виду строения можно было понять, что используют его не часто. Да и был этот сарай практически последним на дороге, ведущей к пещерам.

Неприятный населенный пункт закончился, с одной стороны дороги было поле, с другой росли деревья, солнце светило, сильный ветер запутался в деревьях и стало тепло.

Через деревья вдалеке проглядывали дома и от основной дороги ответвилась тропинка. Свернули. Тропинка шла вниз и вниз, послышался шум текущей воды и открылся железный мостик, перекинутый через глубокий и узкий овраг, по дну которого быстро бежала небольшая речка.

Мостик был перекинут от каменных глыб разрушенного строения. Пройдя по мостику, я поняла, что это остатки плотины, которая когда-то перегораживала реку. Причем довольно давно, судя по размерам гранитных глыб и их замшелости. На другой стороне речки были весьма добротные дома с не менее добротными заборами, следовательно ожидать каких-либо пещер там не стоило.

Надо сказать, что я не всегда читаю о тех местах, куда отправляюсь в путешествие, заранее. В основном, я ищу информацию о том, как добраться до этих мест. Почему не читаю? Я хочу составить свое мнение, основанное на первом впечатлении. Так сказать, эффект неожиданности.

Это я уже потом прочитала:

Лет триста назад жил в этих местах некий Трутнев. И решил он поставить через речку плотину для своих хозяйственных нужд. Только плотину достроили, как в первую же ночь она оказалась разрушенной. Плотину восстановили, но ее снова разрушила неведомая сила. И тогда решили проследить, что же происходит, кто плотину рушит. Спрятались мужики, ждут. Наступила ночь, сгустился в овраге туман, вдруг послышался грохот: камни зашатались, посыпались вниз – рухнула центральная часть плотины. Подскочили мужики к краю оврага и увидели, как из тумана вышла женщина с мальчиком, прошла по упавшим камням и пошла вдоль речки, вверх по течению и снова в тумане исчезла. Мужики спустились вниз и бросились за ней вслед, но никого не догнали. Утром, когда туман рассеялся, на одном из камней, лежащем в русле реки, увидели углубление. Как будто след от женской ступни. И догадались мужики, что это Богородица прошла. А с какими целями, это один Господь знает.

Пошли мы по проселочной дороге дальше и открылась поляна с церковью, сруб незавершенной колокольни, навершие которой стояло на земле и небольшая открытая беседка, в которой висели колокола. День был праздничный и суеты вокруг никакой не было.




Так же, как и к остаткам плотины, в деревьях был просвет и вниз, на дно оврага, вела крутая металлическая лестница. Несмотря на ее подозрительный вид, она оказалась весьма удобной и спускаться по ней было не трудно и не опасно.

И вот он – эффект неожиданности. Никакие фотографии, ни те, что сделала я, ни те, что сделали другие, которые я увидела потом, не передают того, что можно увидеть глазами. Это был какой-то волшебный мир. Маленькая речка прорезала в песчанике ущелье и вокруг были отвесные стены: оранжевые, розово-оранжевые, желтовато-розовые. Песчаные отмели усеяны круглыми, большими и маленькими, камнями и валунами. Вода в речке была прозрачная, как слеза, как хрусталь, как…



Сквозь деревья на дно ущелья пробивался солнечный свет. Это был пятнистый мир светлых и темных пятен. Вода журчала, где-то высоко ветер перебирал листья в кронах деревьев. Щебетали какие-то птички. К нашей радости, людей почти не было, всего несколько человек, и они не издавали никаких звуков.



Углубления в песчанике были, трудно назвать их пещерами в полном смысле этого слова, но укрытие они создавали. В одной из пещер был небольшой алтарь, можно было поставить свечку и помолиться.



«Нет, я не Байрон», поэтому у меня нет слов, чтобы описать волшебство этого места и ощущения, которые испытываешь.



И камень со следом тоже был: маленькое овальное углубление, наполненное водой. Говорят, что если на камне постоять, то прибудет сила и здоровье. Но кто я, чтобы стоять там, где ступала Её нога? Поэтому я не решилась. Если будет угодно и я буду разумна, то будет и сила, и здоровье, по мере возможностей.



Спасибо, что удалось побывать мне в этом месте удивительной природной красоты.



А вам спасибо, что разделили со мной эту радость. Самых стойких еще ждет продолжение: Ветвеник и берег Чудского моря.



5 комментариев:

  1. Марина, спасибо! Волшебное путешествие. Фотографии хорошо передают сказочность места. Кажется, так и веет прохладой и чистотой этого места. Церковь и колокольня (в будущем) как форпост, смотрите, дальше будут чудеса!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мир полон чудес, больших и маленьких. Иногда мы их не видим, просто потому что не хотим видеть, всё ждем какого-то глобального чуда. Чтобы всего много и сразу. Хорошего лета, Людмила!

      Удалить
  2. Марина, какое замечательное путешествие вы совершили!

    ОтветитьУдалить
  3. Какие красивые и таинственные места, Марина! Заповедные. Хорошее у вас путешествие было..

    ОтветитьУдалить