Наверное,
предисловие будет куда длиннее, чем сама информация. Поживём – увидим. Точнее,
будем писать и что получится, то получится.
Теперь каждый,
кто умеет складывать буквы в слова, слова в предложения и испытывает желание
поведать свои мысли миру может это сделать. Это не противоречит закону (в
большинстве случаев). И есть масса каналов, где каждый, кому не лень, пишет
всё, что не лень на околонаучные темы. В том числе и на исторические. Что
больше всего интересует массы? Как живут другие, особенно успешные и
знаменитые. Меня мало интересует жизнь нынешних звезд, а вот жизнь реальных
людей, но живших давно - очень.
Где берёт
информацию о прошлом большинство людей: в научных изданиях, в научно-популярной
литературе? Нет. Знания большинства о временах давно минувших складываются на
основе прочитанных романов и просмотренных фильмов, а теперь еще из всего того,
что понаписано любителями складывать слова в предложения в интернете. И ведь
уверенность в том, что так и было «колом его оттудава не выбьешь: упираются,
всяк на своём стоит!»
А во мне сидит
«бес противоречия». Я почитаю-почитаю, подумаю: «Ну, надо же, как интересно
получилось!» Потом что-то меня цепляет: вот оно так, но вроде бы и не так.
И начались мои
исторические поиски с одной статьи о царевне Феодосии. Точнее, статья начиналась с того, что все
русские царевны вынуждены были уходить в монастырь, так как замуж их никто не
брал. Но вот одна всё-таки сумела вырваться из «плена» и обрела своё счастье.
![]() |
Не один К. Маковский боярышень рисовал. Вот и В. Суриков тоже отметился |
В статье была
изложена версия о том, что царевна Феодосия, дочь Алексея Михайловича, полюбила
человека не царской крови, хоть и боярина. Случилось это во времена правления Федора
Михайловича, который влюбленным посодействовал – выдал сестру замуж по любви.
В мозгу у меня
засвербило, ручки зачесались, я засуетилась и полезла искать информацию.
Итак, откуда
ноги растут: Бычков Ф. А. Родословная рода князей и дворян
Бычковых-Ростовских. – СПб. 1880. С. 19, 25. Уж не знаю, что раскопал господин
Бычков Ф. А., изучая свою родословную в 1880 г., но на основе его изысканий
прочно утвердился миф о замужестве царевны Феодосии. Вот она – точка отсчета.
Искала-искала
статью на Дзене, которую я когда-то прочитала, но так и не нашла. И название статьи
не помню, и название канала. Уж простите. Но тем не менее, миф этот живуч,
нашла я ещё подобную информацию, как ни странно, на сайте «Православие.ру».
Давайте разбираться.
Миф
рассказывает нам о том, что в 1680 году Феодосия (р. 1662 г.) была выдана замуж
за боярина Константина Бычкова. Ну как выдана? Федор Михайлович заметил
взаимное притяжение двух молодых людей и устроил счастье любимой сестры. Венчание
состоялось в Александровской Успенской обители Владимирской губернии. Зачем,
собственно говоря, царскую дочь завезли для венчания столь далеко от столицы?
![]() |
Вдруг кто не узнал... Это Васнецов |
Объяснение
может быть вполне правдоподобным. Венчание не афишировалось, поэтому широкие
массы об этом слыхом не слыхивали. Возможно, для того, чтобы остальные царевны не
вздумали вступать в такие неравные браки. Равных-то не было: на Руси царь один,
из других стран брать царевен в свои царства-королевства не торопятся. Один
было поторопился, но едва ноги унес (но это уже немного другая история).
С другой
стороны: Александровская слобода была резиденцией русских царей с 15-го века.
![]() |
Александровская слобода. Наше время |
Кто, собственно
говоря, был этот молодой человек, ставший зятем царей (целых трех: Федора,
Ивана и Петра) и почему был скрываем от народа? Стеснялись мезальянса?
Опасались, что вдруг народятся мальчики и встанут в очередь на престол?
Откуда взялся
новоявленный царский родственник?
Отец
Константина, боярин Бычков, был любимым окольничим Михаила Федоровича. Думает
ли кто-нибудь серьезно о том, что если у царя есть любимый слуга, то это основание
для того, чтобы рассматривать сына этого слуги в качестве жениха для царевны?
«Маленький Константин Бычков рос в царском тереме, рядом с
царевичами; он и боярином стал в двухлетнем возрасте (1660)». Т.е. это какой-то
царский детский сад, где все вместе растут, играют, сидят на горшках? Как вы
себе это представляете?
А ещё эта
странная фраза: стал боярином в два года? Боярин – это либо родовой титул (т.е.
сын боярина с рождения боярин), либо назначаемая должность (в два года?).
Понятие «дети
боярские» - это отдельная история.
«Бывал во
дворце у «больших царевен»: Софьи, Екатерины и Марии (1662). Был пожалован
дворецким с ключом у царевен Софьи, Екатерины, Марии и Феодосии (1673).» Что
значит - бывал? Стоял в углу, обедал за одним столом, вместе ходили на
дискотеку?
Дворецкий с
ключом – кто это? Была такая должность – стряпчий, упраздненная позднее Петром
Первым, через несколько десятков лет, впрочем, восстановленная. Стряпчий с
ключом – это дворцовый эконом, заместитель постельничего. Парню 25-ти лет
доверили должность дворцового эконома при царских дочерях? Терзают меня смутные
сомнения.
«Вот тогда и
произошла встреча Константина с младшей сестрой царя Феодосией, которая очень
приглянулась молодцу». Если знать менталитет людей того времени, то у царевны
мысли не могло возникнуть посмотреть на худородного боярина, как на равного
себе. У молодого боярина от того, что возникла мечта о царской дочери, на
голове волосы зашевелились бы. Не дай бог, кто о такой мысли такой прознает –
что с таким «мыслителем» сделают, лучше даже не думать (особенно на ночь).
В 1673 году
Феодосии одиннадцать лет. Она воспитывалась тёткой Татьяной, женщиной
религиозной, активной сторонницей реформ патриарха Никона. Это я к тому, что по
легенде именно тогда впервые Константин увидел Феодосию.
Характеристика
Феодосии: «По воспоминаниям современников, царевна Феодосия была миловидна,
необыкновенно скромна, благочестива. Она была самой кроткой из сестер. Если
старшие сестры увлекались танцами и шитьем нарядов, следуя польской моде, то
Феодосия интересовалась лишь семейными делами, и уделом повзрослевшей царевны
стало затворничество в женской половине дворца, молитвы, чтение Псалтири и
рукоделие. Склонная к самопожертвованию, она всегда была готова быть полезной
близким. Отличаясь робким характером, Феодосия не стремилась к власти и не
принимала участия в придворных интригах».
Кто эти
современники? Вы знаете что-нибудь о людях, писавших в те времена какие-то
дневники и воспоминания? Да, были, конечно, в основном иностранцы. Но записки
эти касались лишь лиц, как-то проявивших себя, участвовавших в политических или
иных делах. Дело в том, что в те времена (16-17 век) личная жизнь царя, да и
других знатных людей, обладавших властью, была закрыта от посторонних глаз. А
уж от иноземных гостей тем более. Почему? Это другой вопрос и обсуждать его сейчас
не будем.
В тесных
переходах дворца она (Феодосия) встречает заместителя постельничего, стряпчего
с ключом, Константина боярина Бычкова. Наконец-то, оторвав взгляд от Псалтири и
рукоделия, она обнаруживает наличие в этой жизни мужчин и влюбляется по самые
уши. На долгие семь лет, пока брат не посочувствует влюбленным и не позволит им
обвенчаться, скрывают молодые люди свою душевную тайну. Где встречались
влюбленные, могли ли они вообще словом перемолвиться? Под покровом ночи тихая и
богобоязненная Феодора ускользает из-под ока тетушки, пробирается в темный сад
и ведет душеспасительные беседы с молодым боярином, держась обеими руками за
белоствольную березку. Голливуд отдыхает.
Обратимся к
документам. Что нам, собственно, достоверно известно о жизни Феодосии?
«Старина и
новизна» — русский исторический сборник, издававшийся «Обществом ревнителей
русского исторического просвещения в память императора Александра III». Сборник
выходил в Петербурге в 1897–1904 и в Москве в 1904–1917 годах по мере
накопления материала. Вышло 22 т.
В томе 4 есть
документ, перевод иностранной рукописи, «Дневник зверского избиения
московских бояр в столице в 1682 году и избрания двух царей Петра и Иоанна». В рукописи фраза: «Феодосия, моложе
царя Феодора и старше Иоанна; в настоящее время проживает у своей тетки
Татьяны; набожная, как монахиня». Напоминаю, 1682 год. По версии господина
Бычкова, Феодосия уже два года должна быть боярыней Бычковой, а она всё еще
царевна, да и живёт, почему-то не в вотчине мужа-боярина (село Вознесенское), а
у тётушки.
У Соловьева
С.М. (том 13, книга 7, в сносках на стр.634) упоминается, что «в 1685 году из
Новгородского приказа взяты деньги для царевны Софьи, вслед за тем же для
царевны Екатерины; для нее оттуда же в 1686 г.,; в том же году опять для нее и
для царевны Феодосии; в том же году для царевны Софьи из разных оброчных
доходов отпущено 2000 р. И т.д.
Приказные дела означенных годов в Моск.арх.мин.ин.д.» Вот и упомянута в
документах царевна Феодосия наравне со своими сестрами Софьей и Екатериной.
В 1686 г., судя
по выписке из документов, приведенным С. М. Соловьевым, царевне Феодосии
выплачено из казны содержание. С какой стати выплачивать содержание из казны боярыне,
пусть даже бывшей царевне? Кстати, в документе она и названа царевной, никакого
другого статуса не обозначено.
По версии
господина Бычкова «Феодосия искренне любила своего мужа и писала ему письма,
полные любви и преданности, когда они находились в разлуке». «После того, как единокровный брат
Феодосии Петр I вырвал власть из рук сестры-правительницы Софьи, Константин
Бычков и царевна Феодосия Алексеевна добровольно удалились в вотчину Феодосии,
расположенную около города Александрова Александровского уезда Владимирской
губернии. Прежде имение носило название Богоявленское, но царевна переименовала
его в честь мужа, назвав Константиновское». Однако!
Вот и венчание,
видимо, там состоялось, рядом с имением (вотчиной) царевны. Как это я
проглядела! Кстати, а почему молодые поехали жить в имение жены, а не мужа?
Село
Константиново в Александровском уезде действительно есть. Только в 1650 году
Алексей Михайлович передал его в Троице-Сергиев монастырь. О том, что село
называлось как-то иначе, сведений нет.
Бедная
Феодосия, добрая и беззлобная душа, потерявшая маму в семь лет, никто из так
любимых ею сестёр, судя по всему, на венчании не присутствовал, потому как ни в
одном документе об этом не упомянуто. А ведь документация при дворе велась
самая тщательная, вплоть до того сколько и какой рыбы подано к царскому столу.
Из истории
царевны Феодосии мы можем достоверно знать лишь одно. В 1698 году она приняла
постриг под именем Сусанна. Умерла в 1713 году и похоронена согласно пожеланию в
церкви Сретения Господня в городе Александров Владимирской области в одной
усыпальнице с сестрой Марфой (монахиней Маргаритой). До наших дней усыпальница
не сохранилась.
По версии
господина Бычкова, супруга его предка, Феодосия, удалилась в монастырь лишь став
вдовой, в 1709 году.
Так что это –
миф или красивая легенда, имеющая под собой некое основание? Желание господина
Бычкова быть причастным к царскому роду? У четы бояр Бычковых родились четыре
дочери, бывшие замужем, так что вряд ли господин Бычков мог быть прямым
потомком царевны Феодосии. Если у неё были внуки, наверное, фамилия дедушки им
не досталась.
Известно
достоверно лишь одно: некий боярин Бычков служил дому Романовых, женился в своё
время на некой Феодосии, прожил с ней почти три десятка счастливых лет, нажил
четырех дочерей. А была ли эта Феодосия царевной, кто знает.
Grazie per aver condiviso questa storia così interessante.
ОтветитьУдалитьsinforosa