среда, 7 ноября 2018 г.

Танцы с печами


Речь о том, что печку надо менять, зашла еще года три назад. Но, свекровь, которой «каждая дощечка дорога» все никак не могла определиться. И теперь я понимаю почему. Мы еще не понимали, во что ввязались. Это экологическая катастрофа в отдельно взятом доме! 
Печка – сердце дома. В нашем климате ее протапливают даже летом, иначе сыро. В деревянном доме никакое другое отопление не заменит настоящую печь.
В общем, жила-была одна печка.
Родилась она давно, в начале шестидесятых, на месте другой печки, остатки которой пошли на строительство новой. За печником отец мужа ездил куда-то на мотоцикле – на работу привозил, потом обратно отвозил. Печка была знатная, похожая на те, которые рисуют в иллюстрациях к сказке «По щучьему велению».  Свекровь в ней пироги пекла, картошку тушила, ставила топленое молоко и творог, воду грела,  на лежанке спал иногда дед (свекр моей свекрови) и сушились валенки. Но вот беда, дом она прогревала плохо. Зимой, в мороз по углам дома лед был. «Муж так и не погрелся», - жаловалась мне свекровь.  И вот однажды, когда мужа уже не стало, а дед уехал к дочери в гости на недельку, она позвала местного умельца и быстренько поставила стояк (такую круглую железную печку, внутри которой кирпичи). И вот тогда настала в доме теплынь. Одна беда: трубу для стояка  вывести через крышу не получилось и пришлось выводить ее в трубу печки, отчего эта железная труба тянулась через полдома, с изгибами и коленами. Вот такая конструкция…

И долго было тепло. Но всему есть свой срок. И печке тоже. Из свода стали выпадать кирпичи, стала отходить стенка, образовалась трещина, а предметы обстановки стали покрываться черной сажей. Такой легкий серый налет, можно сказать патина. И все время пахло угаром, зимой у меня уже через час после пребывания в доме начинала болеть голова. Пожилые люди не сильно любят проветривать, а моя свекровь вообще считает окна ненужным излишеством. «Слишком много света, - зундела она, когда муж обшивал дом. «Пару окон нужно заложить!» «Только попробуй!» - пригрозила ему я.
Этой зимой свекровь очень мерзла и наконец сдалась. Начали искать печника. Нашли по рекомендации, и только на середину сентября. Как сильно я "обрадовалась", не сказать приличными словами. Время, деньги и силы ушли на печку, море, да  и вообще мой отпуск вылетели в эту трубу. 
Печник все посчитал, оценил ущерб и велел строить в подвале фундамент под сооружение. Потому как тысяча кирпичей да еще всякие железяки – это вам не фунт изюма. Ответственной за выбор места для будущей печки муж назначил меня. Подозреваю, что для того, чтобы побить камнями если вдруг что-то пойдет не так.
Месяц ушел на сооружение фундамента в подвале, туда же ушла бесова туча цемента, кирпича и сил. И вот, когда мы морально и материально подготовились, а свекровь с вывихнутой рукой уже проживала у дочки, печник объявил, что все откладывается до начала октября и исчез. Мы как-то занервничали! Нервничали мы весь сентябрь, а потом печник появился. Он изволил отдыхать в Тунисе. Вот такие теперь печники! Объявил нам примерную дату начала работ, и мы ринулись в бой – надо было разобрать старую печь.
Муж мужественно заявил, что справится один. Конечно, он один справился бы, недели за две, если бы спину не прострелило. А если бы прострелило, то за месяц. Я быстро организовала сыночков в помощь - одного на субботу и обоих на воскресенье.
В субботу мы засучили рукава и… Такой пылищи и грязищи я не видела никогда. Пыль стояла столбом, как во время самума в Сахаре. Мужчины натянули маски, а меня подрядили для оседания пыли сбрызгивать пространство из пульверизатора. Пыли стало меньше, а грязи на полу больше. Черные козявки из носа я выковыривала еще несколько дней, потому как на меня маски не хватило. За субботу разобрали и вынесли только половину печи.
В воскресенье мужчин было уже трое и дело пошло веселее. К середине дня вынесли последние кирпичи. Все поверхности в доме были покрыты слоем глины. Посреди спальни сиротливо стоял стояк без трубы. «А его я уберу потихоньку весной.» «Нет!» - злобно рыкнула я. При мысли, что придется убирать грязь второй раз, мне стало нехорошо. Очень нехорошо.
«А с ним-то что не так?» - поинтересовался далекий от сельских реалий старший сын. «А топить-то его как, если трубы нет?» Он вздохнул. Устал. Возится со стояком уже мало кто хотел, но я посматривала на всех очень недобро.
Еще три часа усилий, и я грустно возюкала веником по полу. Помещения выглядели уныло и грязно. От глиняной пыли волосы у меня слиплись и не расчесывались, ногти приказали долго жить.  В заулке высилась куча грязи и две кучи горелых кирпичей. Вонища была, как на пожарище.
Вот так весело прошел день рождения мужа. Кстати, трубу на чердаке он потом разбирал один.
А в четверг приехал печник с подмастерьем и принялся за работу. За пять дней печка была готова. Теперь она должна высохнуть.

Уже три недели мы постепенно ее протапливаем, 3-4 полена за раз. Холод в доме ужасный, и мы греемся и пьем чай в бане.

Комментариев нет:

Отправить комментарий