пятница, 29 сентября 2023 г.

О том, как лето нас не покидает. Простые вещи сентября

 

Помните старый фильм «Служебный роман»? Мне всегда казалось, что его действие происходит зимой – снег на улицах. И я даже не обращала внимание, что снег лежит на вполне зеленых листьях. Оказывается, во второй половине сентября 1976 года в Москве выпал снег.

В этом году у нас своя аномалия – такого теплого сентября я не помню. Сегодня снова обещают 24 градуса. Просто юга какие-то! Но сентябрь есть сентябрь, по вечерам, а особенно ночами, очень прохладно. Сегодня с утра был густой туман, не рассеялся даже к десяти часам. Из окна было не видно деревьев в парке.



Хороший сентябрь! Но все равно не лето. Да и что лето, перефразируя Александра Сергеевича – пыль, комары, да мухи. Я бы еще добавила – злые слепни, которые не отгоняются и больно кусаются.

Я задумалась: а почему я раньше лето любила больше других времен года? Больше всего из-за отпуска, и не только своего. Свой – это возможность не ходить на работу, чужие – это отсутствие на работе других людей или их минимальное количество. И, вообще, лето – время отдыха для большинства, поэтому все как-то более легко, свободно и радостно.



Кстати, в школе я лето не особо любила. Из-за одиночества. Родители на работе, одноклассники разъехались по лагерям, дачам и бабушкам, в нашем дворе детей моего возраста не было. Я целый день сидела дома, играла и читала, а потом только читала. Два месяца мне было скучно. В самых последних числах июля мы уезжали в отпуск, и это было уже совсем другое лето.

А теперь я больше люблю позднюю весну и раннюю осень. Весну – потому что еще все впереди и она полна надежд. Раннюю и теплую осень за окончание летней суеты, время отдыха и созерцания.



Период привыкания к изменениям в жизни происходит у меня как-то долго и болезненно. И я никак не пойму, что не так. Вроде бы все так: возможность заниматься, чем хочешь, вставать и ложиться в удобное время, никуда не торопиться (по возможности), читать, смотреть, гулять. Не хватает общения! А с другой стороны, теперь, обдумывая и оглядываясь назад, я задумываюсь: «А не слишком ли много у меня было общения с людьми, на которых не стоило тратить время, силы и слова!»

А грусть? Грусть о того, что понимаешь, что уже ничего нельзя ни исправить, ни изменить. Кардинально. Что есть, то есть. И, главное, чтобы не стало хуже, потому что лучше уже не будет.

Не будем о грустном! Позвонила как-то подруга: «Спешу тебе сообщить, что жизнь после шестидесяти есть. Так что не бойся!» «Да я особенно и не боюсь, у меня сейчас такое ощущение, что мне сто лет!» Посмеялись, повспоминали, пожелали о скорейшей встрече, хотя обе понимаем, что в ближайшие годы, сможем только созвониться. А дружим давно, с шестого класса. Видимся только редко, за последние двадцать восемь лет – два раза. Да и созваниваемся не часто, хотя вот эти две встречи многое вернули.



И еще немного о встречах. Приезжали родственники мужа, двоюродные. Увидимся ли когда еще, не знаю, разделяют границы, расстояния и возраст. Для мужа – это радостная встреча с прошлым, для меня – общение с приятными людьми. Конечно, для меня были нелегкие хлопоты: разместить и накормить пять человек. Но хлопоты оправдались, не осталось ощущения каких-то обид и недовольства.

В Поместье все текущие дела закончены. Грядки прибраны, урожай собран. Заготовок особых в этом году не случилось. Цветы буйствуют: и розы пошли по третьему кругу, и георгины решили, что все-таки надо зацвести как следует. И однолетние георгины пылают золотом, как-то получилось, что в основном все желтые. И вербена, которая начала засыхать, после дождей в таком тепле решила вернуться к жизни.

Но я уже потихоньку привожу клумбы в порядок. Иначе сразу все одновременно не получится. Обрезала ирисы, выдрала ноготки и бальзамины. Посадила тюльпаны. Как только ночи станут совсем холодными, надо будет обрезать флоксы и пионы, убирать оставшиеся однолетники, выкапывать георгины и гладиолусы. Луковицы гладиолусов дала мне золовка, дачи у нее теперь нет. Девять штук, красивые, ярко алые, ярко фиолетовые, просто красные и розовые. Выкопаю, посмотрю, как они там размножились, появились ли детки, уберу в подвал на хранение.

Потом придет время листопада. А пока гуляю по окрестностям, собираю яблоки, вожусь с клумбами, читаю, смотрю.



Про читаю пока не буду. А вот про смотрю – пожалуй. Довольно старый сериал «Синдром дракона», 2012 год. Я когда-то его смотрела, смутно помнила сюжет, запомнила, что оставил он у меня какое-то тягостное впечатление. Но вот решила пересмотреть. Тот случай, когда надо подумать. И сюжет неплохой, и снято хорошо, и актеры замечательные, узнаваемые, характерные.

О драконах все рассказала девочка в поезде: «Драконы вовсе не едят людей! Дракон живет в пещере и охраняет сокровища! Убивает тех, кто за сокровищем лезет! А тот, кто убьет дракона, сам им становится. И остается эти сокровища охранять!»

Хотя сначала и не понять, причем тут драконы. Но, дракон - он есть. И он не только сокровища охраняет, он «ест» людей, и не только тех, кто на эти сокровища претендует. Мерзликин, внешне, в этом фильме чем-то напоминает мне Янковского в фильме «Убить дракона».

Фильм, о котором думаешь, вспоминаешь, размышляешь, печалишься. Складываешь, додумываешь, соединяешь, как пазл. Потому что идет он в разных временных рамках: 1953, 1991, 2008 г. Москва, Кировоград, Одесса, Крым, Прага. И для соединения сюжета, 66-й и 71-й. Но хороший, во всяком случае, лучше многих пустых проходных современных.

А что еще случилось в этом теплом сентябре? Случились шарлотки, хорошие книги, прогулки по городу, встречи, о которых, я уже написала.

Что нас ждет? А кто его знает?! И хорошо, что никто не знает. Будем надеяться на лучшее.




И что я люблю ранней осенью – косой теплый свет заходящего солнца в окнах, даже в полдень - длинные тени деревьев, красноватые стволы сосен, звонкий прозрачный воздух. Звонкий, потому что в Поместье такая тишина, что воздух звенит. И этот тихий звон воздуха не нарушает ни проехавшая машина, ни шелест листьев, ни редкие крики птиц. Сейчас такое время, когда ни одну птицу не услышишь. Только вот недавно появились синички и еще какие-то мелкие птички. Шебуршатся в зарослях дерена пестролистного, там по осени заводится много каких-то мошек.

А ласточки улетели после двадцатого сентября. Долго суетились, прилетали, кружили у дома и над садом. А в прошлый раз мы приехали, а их уже нет.

Хорошего всем октября! Уже не за горами, буквально в это воскресенье. Время тыкв и листопада.



13 комментариев:

  1. Марина, вы много написали сегодня и все от души. Правильно, что с подругами детства долго не встречаетесь - не надо, чтобы они ( и вы ) думали: как она постарела. Я подруг детства заменила на подруг пожилых. Они меня молодой не знали. Согласна с вами :"главное, чтобы не стало хуже, потому что лучше уже не будет" также думаю. Не будем о грустном. Вы хорошо описали осень и фотографии отличные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Надежда! Да я бы рада встретиться, да уже не получится, наверное. А подруг пожилых тоже, видимо, не случится. С возрастом люди мало общаются и придерживаются старых знакомств. О грустном действительно не надо. Надо наслаждаться тем, что есть хорошего и пытаться создавать себе и окружающим (по мере возможности) хорошее настроение. Не всегда получается.

      Удалить
  2. Марина! Какое изумительное фото на фоне камней!!! Написали так, что я услышала тихий звон, люблю это состояние в природе. Столько переделано и в поместье и в доме! Встретить гостей, когда из так много, это подвиг! Разнообразие цветов и задел на весну, выкопать, перебрать, столько сделано! Привыкнуть, что время под себя очень трудно, но все впереди!
    Хорошей осени! Очень точно, время листопада и тыкв! Я была уверена, что в фильме это зима!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошей осени, Людмила! Я потом вспоминала кадры из фильма. Правильно, не зима. В электричке люди едут на работу в легкой одежде, в окно Людмила Прокофьевна выглядывает в легком платье, и подростки играют в парке в снежки, а листья совсем зеленые.

      Удалить
  3. Марина, фотографии великолепные. И Вы чудесно выглядите. А заключительная картинка развеселила. Да. без чувства юмора в этой жизни было бы совсем тяжко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! И про бантик. Не только не помнишь, где он, но и думаешь: "А зачем мне этот бантик?!"

      Удалить
  4. Марина, у нас в Кузбассе в этом году сентябрь теплее, чем август. Но я больше всего люблю весну, даже лето не люблю почему-то...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже люблю весну - время, когда все начинается и все впереди. Но теперь надо любить каждое врем года, каждый месяц, каждый день. Потому, что время набирает ход.

      Удалить
  5. Марина, чудесная вы этой осенью. Погода прекрасна, гости отправлены, сад убран. Время собирать камни...

    ОтветитьУдалить
  6. Счастливого октября!

    Я тоже думал об этих вещах. Мои дети уже почти взрослые. Что мне делать дальше?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда дети выросли, появляется время для своих дел. Но перестроиться очень трудно. Появляется ощущение ненужности. Теперь надо ставить новые цели, искать новые пути. Переходить на новый уровень.

      Удалить
  7. Виды прекрасные! Мне 50 и у меня та же история: "Когда дети выросли, появляется время для своих дел. Но перестроиться очень трудно. Появляется ощущение ненужности. Теперь надо ставить новые цели, искать новые пути. Переходить на новый уровень." Думаю, что мы ещё что-нибудь придумаем:)

    ОтветитьУдалить