среда, 11 сентября 2024 г.

Пришли гости...

 

Мы в гости и гости к нам – так прошло мое детство. Так уж получилось, что родня наша жила далеко и каждое лето мы с мамой отправлялись в путешествие: навестить дедушку и бабушку на Волгу и отдохнуть на Черном море у маминой сестры, моей тёти. Поэтому вокзалы столицы, камеры хранения, компостирование билетов и змееподобные очереди в вокзальную кассу знакомы мне не понаслышке.



А потом, когда у нас случилась отдельная квартира, гости зачастили к нам. Каждый год у нас кто-то гостил, причем подолгу, с определенными целями. Проще говоря, гости приезжали на шопинг, а наша квартира заменяла родственникам гостиницу. С проживанием в те времена было трудно.



В детстве и в юности, и даже немного позже, я очень любила перемену мест. Любила ночевать в гостях. Любила поезда. Это были времена, когда люди не комплексовали из-за отсутствия комфорта. Теперь я больше люблю как раз этот самый комфорт, видимо, уже в силу возраста.

А потом пришло время, когда мы почти никуда не ездили и к нам никто не приезжал. Было не до баловства.

И вдруг «никогда такого не было и вот опять» - в прошлом году случилось нашествие: весной приехала моя двоюродная сестра, а осенью целая орда родственников мужа. «Орда» навестила нас и в этом году, причем с целью определенной, с той, которою я ожидала от них в прошлом году. Видимо, прошлогодний визит был разведывательным.



Гости сами по себе меня не затрудняют, но я очень волнуюсь. Надо накормить и разместить пять человек. В прошлом году гости заночевали в Поместье и уехали в Северную столицу, а обратно уже ночевали и пожили два дня у нас в городе. Мы возили туда-сюда комплекты постельного белья, подушки, одеяла и раскладушку. То есть, как вы понимаете, были они проездом. Тетушке мужа очень хотелось побывать на родине.

На  родине к этому времени остались только мы. Ещё бы! Когда тебе 94 года из близких родственников остаются в лучшем случае внучатые племянники. Но тетушке повезло: детей она завела поздно и ее дети младше нас, бодры и веселы, возят маменьку куда она пожелает и 800 км (в одну сторону) на машине ей «не крюк».

Должна сказать, что со стороны отца у моего мужа все родственницы – долгожительницы, свое 90-летие пережили. А сестра его бабушки не дожила до своего столетия то ли год, то ли два. Прожила две жизни: свою и сестры (бабушки моего мужа), умершей в 36-ть после родов восьмого ребенка. И что интересно, в младенчестве умерли только двое ее детей. Последний, тот самый восьмой, погиб в блокадном Ленинграде, куда его забрали на воспитание родственники («А остался бы в деревне, выжил бы», – вздыхала тётушка о своем маленьком братике). Самая старшая умерла взрослой девушкой, заразившись где-то менингитом. Сама же, эта почти столетняя двоюродная бабка моего супруга, всю жизнь прожившая в Петрограде-Ленинграде-Петербурге, замуж никогда не выходила и детей не имела. Может, поэтому и прожила так долго? 

Мужчинам же в этой семье с долгожительством повезло гораздо меньше.

Знаете, в чем прелесть возраста? Можно увидеть результаты. Впрочем, результаты можно увидеть и в детстве, и в юности. Результаты жизни тех, кто старше, а результаты своего поколения, ровесников, только в старости.  Но кого в молодые годы интересуют «дела минувших дней»? Кажется, что жизнь будет бесконечной, и люди взрослые всегда будут рядом, и смерти нет. И мы всегда успеем их обо всём расспросить… Но никогда не успеваем.

И вот перед нами обломок эпохи. И мы уже давно не молоды и лишены иллюзий. И вот откуда-то взялись фотографии на толстом картоне, с обломанными краями, с надписями чернильной ручкой и датами, которые ближе к учебникам истории, чем к настоящей жизни. И ты вспоминаешь: «Мама, а ты Ленина видела?» «Конечно, деточка, видела. В Мавзолее».

Я люблю рассматривать старые фотокарточки, даже если никого на снимке не знаю. Лица тех, кто был.



Из своих 94-х тётушка шесть десятков лет прожила в столице Киргизии. Слушая рассказы «о былом», можно написать не один роман. Из родных пенатов она уехала учиться в Ленинград, в техникум, и выучилась на мастера холодильных установок. Ее и распределили в столь дальние края. Ну это-то понятно, в жарких местах промышленные холодильники очень востребованы.

Холодный период в южных краях она пережила нормально, а летом ее хватил тепловой удар, после которого она долго лежала в больнице. После выписки ее благополучно выпроводили обратно, на север. И что вы думаете?! Вернувшись в Ленинград, она встретила молодого человека, который родился в Киргизии, и он увез ее обратно. Был он по национальности вовсе не киргиз, как можно было подумать. Как он и его семья оказались в предгорьях Алатау – читайте историю бывшей страны Советов.



Прожив вместе несколько лет и так и не заведя детей, они расстались, и тётушка снова отправилась на берега Невы. И что вы снова думаете?! В поезде она встретила своего будущего супруга, с которым через некоторое время (очень непродолжительное) снова вернулась в славный город Фрунзе, нынешний Бишкек, где они прожили вместе не один десяток лет и лишь на излёте двадцатого века супруг тётушки переселился в мир иной. Они вместе пережили распад большой страны и все связанные с ним особенности национальной политики.

Возможно, тётушка бы через некоторое время упокоилась рядом со своим супругом, но дети ее, проживавшие в пяти часах перелёта, и я даже боюсь сказать в скольких сутках проезда, настояли на переезде. И вот уже десять лет она живет в другой республике, в другой стране, в сорока километрах от границы с Евросоюзом. Так уж случилось, что дети ее уехали на жизнь по месту жительства своих половинок. «Бульбаши приедут!» - сказал мне муж о приезде своего двоюродного брата и тётушки. И мы были рады. Правда! Несмотря на все предстоящие хлопоты с размещением и обустройством пяти человек.

 Тетушку нам оставили на пять ночей, а родственники укатили в Питер. Я не против: прекрасно понимаю, что жить вместе с таким пожилым человеком непросто, особенно невестке. Пусть немного отдохнут.

  И не столько она нам была в тягость, сколько ей самой потом надоело. Она все вокруг осмотрела, на могилках побывала, а поговорить-то и не с кем. Выйдет прогуляться на дорогу, пройдет вдоль домов и жалуется мне: «Ходила, ходила, нет никого». А кого можно увидеть? Все делом заняты, в огородах копаются или дома что делают.

Да и нам надо было картошку из земли выковыривать. Чтобы тетушка не заскучала, позвали мы в гости соседку тетю Валю., всего на десять лет помоложе нашей гостьи. Вот и уселись они прошлое вспоминать, нынешнее обсуждать. Через пару часов я, вернувшись «с полей», застала их за разговором. «Знаешь, - говорит тетушка Валентине, — вот я это запамятовала. Совсем памяти не стало». «Мать твою! - воскликнула тетя Валя. – Скоро сто лет, а она всё память какую-то хочет». Я думала, задохнусь от смеха.



Рассказ тети Вали о том, как она лежала в больнице, где ей поставили кардиостимулятор, заслуживает отдельного повествования. «Ходячая энциклопедия» - называл ее покойный супруг. И, знаете, я даже удивилась, какая грамотная речь у старушки, всю жизнь прожившей в деревне и не имевшей никакого особого образования. Точнее, правильным являлось построение предложений и изложение событий, хорошо сформулированные мысли, а вот сама речь была с местным «акцентом».

Тетушка долго кружила вокруг дома бывшего местного фельдшера, своего ровесника, надеясь на встречу и долгую беседу. Но он не сдавался и из дома не выходил, хотя, я думаю, в окно ее видел. И только когда она решительно направилась к двери чтобы постучаться, он вышел на крыльцо. После двухчасовой беседы из цепких лап воспоминаний фельдшера вырвал его сын, приехавший собирать родителям урожай. А то, я думаю, они бы встретили на лавочке закат.



Тётушка была неутомима в беседах, особенно после того, как супруг мой заменил в ее слуховом аппарате севшую батарейку. «Не ори и не говори лишнего. Она все слышит», - предупредил он меня. А я-то надрывалась, как на Соборной площади. Зато сколько занятного узнала я из уст живого очевидца разных событий.

На следующий год тетушка не приедет. Родственники планируют посетить город Бишкек. И это можно понять: она прожила там шестьдесят лет, у двоюродных брата и сестры там прошло детство. Да и родственники их, по линии отца, еще остались, как ни странно. Тётушка-то что, а вот не впадут ли в ступор сотрудники авиакомпании, увидев столь немолодого пассажира?!

Кстати, в Бишкеке, а точнее – в городе Фрунзе, я была. В 1984 году, в июне. И это совсем другая история, с родственниками мужа никак не связанная.

Дай Бог нам всем прожить столь долго, в здравом уме и здоровье по возрасту, в уважении своих детей и близких.



P.S. Фото и картинки взяты из интернета для привлечения внимания. Взрослые люди, равно как и дети, любят истории с иллюстрациями.

12 комментариев:

  1. Дорогая Марина, как интересно вы рассказываете о своей семье. У нас в детстве тоже было много гостей. Приезжали сёстры мамы и сёстры отчима. Родственники отчима приезжали очень часто на все праздники.
    В этом году у меня два раза была тётушка (сестра мамы), сначала со своим старшим сыном Павлом, потом со своим младшим сыном Алексеем и младшим внуком Антоном. Еще ко мне в гости приезжала двоюродная племянница Анна с дочерью. А родная племянница ко мне постоянно приходит в гости, когда приезжает домой из Новосибирска, где она учится в университете.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как замечательно, Ирина, что у Вас так много родственников, с которыми приятно общаться и которые Вас не забывают. Моих родных осталось совсем мало и они все живут очень далеко. У мужа родственников больше, но отношения он поддерживает не со всеми.

      Удалить
  2. Марина!!! Героический подвиг принять столько гостей! В точку, до сих пор считаю, что все будут с нами вечно! Бесценные воспоминания, старые фото. Магия слов: а помнишь, а знаешь, погружение в прошлое, как будто мы не здесь, а там, когда деревья были большие! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Воспоминания об общем прошлом очень важны. Надеюсь, что как-нибудь соберусь навестить свою двоюродную сестру в Москве, она тоже очень немолода. А вот мою тётю уже, наверное, не придется, ей 87. Чтобы встретиться, надо оформлять загранпаспорт, делать визу, хлопотно и дорого. Но мы созваниваемся.

      Удалить
  3. Ho letto con tanta attenzione questo tuo racconto interessante. Racconta di una storia così diversa, così lontana che sembra fin un romanzo. Grazie e buona giornata.
    sinforosa

    ОтветитьУдалить
  4. Марина, я тоже , как Вы, в реальной жизни, заходилась от хохота! Мне было очень интересно читать Вашу публикацию, сначала с первого абзаца - потом с последнего к началу. Такие пожившие на белом свете тётушки - кладезь семейных мемуаров.
    Мои родственники по маминой линии жили на Украине и в Феодосии, по папиной - Северный Казахстан(они - русские). Побывала и там, и там, но мне больше нравилась Феодосия...
    Спасибо Вам. О возрасте :
    Износилось судьбы полотно,
    Стало ветхим и ненадёжным,
    Залатать бы , заштопать его,
    Купить новое - да невозможно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина, за теплые слова. Моя тетя жила в Севастополе, я очень люблю этот город. В Феодосии была проездом. Разговаривать с такими пожилыми людьми очень интересно. Мои родители были возрастными и с детства меня окружали очень взрослые люди, я привыкла слушать воспоминания и рассуждения. Это очень интересно. Возраст, он такой: кто-то до глубокой старости сохраняет здравый ум и телесное здоровье, кто-то что-то одно, а кому-то не выпадает и этого.

      Удалить
  5. Марина, прочитала Ваш рассказ, и стало грустно. Действительно, пока мы молоды и заняты повседневными заботами, некогда и не интересно слушать воспоминания людей пожилых. Особенно если живём не рядом и видимся не часто. А когда созреваем до сознания, что их прошлое - это истоки и нашей жизни, они уходят или теряют память. И хотел бы, да не послушаешь.
    Когда читала, как уважительно и с пониманием Вы пишете о причудах преклонного возраста, стало тепло на душе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила! Я с детства окружена возрастными людьми, мне с ними интересно. Но как всякого человека, более молодого, иногда причуды меня раздражают. Причем, чем ближе и дороже мне этот человек, тем сильнее раздражение. Из моих кровных родственников остались только кузина (77 лет) и тетя (87), общаюсь с ними по телефону. Сестра приезжала в прошлом году, может как-нибудь соберусь к ней на пару дней.

      Удалить
  6. Улыбаюсь:) Я тоже люблю стариков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я уже немолода и надеюсь, что кто-то будет любить и меня!

      Удалить