среда, 22 октября 2025 г.

Из царевны в боярыни

 

Наверное, предисловие будет куда длиннее, чем сама информация. Поживём – увидим. Точнее, будем писать и что получится, то получится.

Теперь каждый, кто умеет складывать буквы в слова, слова в предложения и испытывает желание поведать свои мысли миру может это сделать. Это не противоречит закону (в большинстве случаев). И есть масса каналов, где каждый, кому не лень, пишет всё, что не лень на околонаучные темы. В том числе и на исторические. Что больше всего интересует массы? Как живут другие, особенно успешные и знаменитые. Меня мало интересует жизнь нынешних звезд, а вот жизнь реальных людей, но живших давно - очень.

Где берёт информацию о прошлом большинство людей: в научных изданиях, в научно-популярной литературе? Нет. Знания большинства о временах давно минувших складываются на основе прочитанных романов и просмотренных фильмов, а теперь еще из всего того, что понаписано любителями складывать слова в предложения в интернете. И ведь уверенность в том, что так и было «колом его оттудава не выбьешь: упираются, всяк на своём стоит!»

А во мне сидит «бес противоречия». Я почитаю-почитаю, подумаю: «Ну, надо же, как интересно получилось!» Потом что-то меня цепляет: вот оно так, но вроде бы и не так.

И начались мои исторические поиски с одной статьи о царевне Феодосии.  Точнее, статья начиналась с того, что все русские царевны вынуждены были уходить в монастырь, так как замуж их никто не брал. Но вот одна всё-таки сумела вырваться из «плена» и обрела своё счастье.

Не один К. Маковский боярышень рисовал.
Вот и В. Суриков тоже отметился


В статье была изложена версия о том, что царевна Феодосия, дочь Алексея Михайловича, полюбила человека не царской крови, хоть и боярина. Случилось это во времена правления Федора Алексеевича, который влюбленным посодействовал – выдал сестру замуж по любви.

В мозгу у меня засвербило, ручки зачесались, я засуетилась и полезла искать информацию.

Итак, откуда ноги растут: Бычков Ф. А. Родословная рода князей и дворян Бычковых-Ростовских. – СПб. 1880. С. 19, 25. Уж не знаю, что раскопал господин Бычков Ф. А., изучая свою родословную в 1880 г., но на основе его изысканий прочно утвердился миф о замужестве царевны Феодосии. Вот она – точка отсчета.

Искала-искала статью на Дзене, которую я когда-то прочитала, но так и не нашла. И название статьи не помню, и название канала. Уж простите. Но тем не менее, миф этот живуч, нашла я ещё подобную информацию, как ни странно, на сайте «Православие.ру». Давайте разбираться.

Миф рассказывает нам о том, что в 1680 году Феодосия (р. 1662 г.) была выдана замуж за боярина Константина Бычкова. Ну как выдана? Федор Алексеевич заметил взаимное притяжение двух молодых людей и устроил счастье любимой сестры. Венчание состоялось в Александровской Успенской обители Владимирской губернии. Зачем, собственно говоря, царскую дочь завезли для венчания столь далеко от столицы?

Вдруг кто не узнал... Это Васнецов


Объяснение может быть вполне правдоподобным. Венчание не афишировалось, поэтому широкие массы об этом слыхом не слыхивали. Возможно, для того, чтобы остальные царевны не вздумали вступать в такие неравные браки. Равных-то не было: на Руси царь один, из других стран брать царевен в свои царства-королевства не торопятся. Один было поторопился, но едва ноги унес (но это уже немного другая история).

С другой стороны: Александровская слобода была резиденцией русских царей с 15-го века.

Александровская слобода. Наше время


Кто, собственно говоря, был этот молодой человек, ставший зятем царей (целых трех: Федора, Ивана и Петра) и почему был скрываем от народа? Стеснялись мезальянса? Опасались, что вдруг народятся мальчики и встанут в очередь на престол?

Откуда взялся новоявленный царский родственник?

Отец Константина, боярин Бычков, был любимым окольничим Михаила Федоровича. Думает ли кто-нибудь серьезно о том, что если у царя есть любимый слуга, то это основание для того, чтобы рассматривать сына этого слуги в качестве жениха для царевны?

«Маленький Константин Бычков рос в царском тереме, рядом с царевичами; он и боярином стал в двухлетнем возрасте (1660)». Т.е. это какой-то царский детский сад, где все вместе растут, играют, сидят на горшках? Как вы себе это представляете?

А ещё эта странная фраза: стал боярином в два года? Боярин – это либо родовой титул (т.е. сын боярина с рождения боярин), либо назначаемая должность (в два года?).

Понятие «дети боярские» - это отдельная история.

«Бывал во дворце у «больших царевен»: Софьи, Екатерины и Марии (1662). Был пожалован дворецким с ключом у царевен Софьи, Екатерины, Марии и Феодосии (1673).» Что значит - бывал? Стоял в углу, обедал за одним столом, вместе ходили на дискотеку?

Дворецкий с ключом – кто это? Была такая должность – стряпчий, упраздненная позднее Петром Первым, через несколько десятков лет, впрочем, восстановленная. Стряпчий с ключом – это дворцовый эконом, заместитель постельничего. Парню 25-ти лет доверили должность дворцового эконома при царских дочерях? Терзают меня смутные сомнения.

«Вот тогда и произошла встреча Константина с младшей сестрой царя Феодосией, которая очень приглянулась молодцу». Если знать менталитет людей того времени, то у царевны мысли не могло возникнуть посмотреть на худородного боярина, как на равного себе. У молодого боярина от того, что возникла мечта о царской дочери, на голове волосы зашевелились бы. Не дай бог, кто о такой мысли такой прознает – что с таким «мыслителем» сделают, лучше даже не думать (особенно на ночь).

В 1673 году Феодосии одиннадцать лет. Она воспитывалась тёткой Татьяной, женщиной религиозной, активной сторонницей реформ патриарха Никона. Это я к тому, что по легенде именно тогда впервые Константин увидел Феодосию.

Характеристика Феодосии: «По воспоминаниям современников, царевна Феодосия была миловидна, необыкновенно скромна, благочестива. Она была самой кроткой из сестер. Если старшие сестры увлекались танцами и шитьем нарядов, следуя польской моде, то Феодосия интересовалась лишь семейными делами, и уделом повзрослевшей царевны стало затворничество в женской половине дворца, молитвы, чтение Псалтири и рукоделие. Склонная к самопожертвованию, она всегда была готова быть полезной близким. Отличаясь робким характером, Феодосия не стремилась к власти и не принимала участия в придворных интригах».

Кто эти современники? Вы знаете что-нибудь о людях, писавших в те времена какие-то дневники и воспоминания? Да, были, конечно, в основном иностранцы. Но записки эти касались лишь лиц, как-то проявивших себя, участвовавших в политических или иных делах. Дело в том, что в те времена (16-17 век) личная жизнь царя, да и других знатных людей, обладавших властью, была закрыта от посторонних глаз. А уж от иноземных гостей тем более. Почему? Это другой вопрос и обсуждать его сейчас не будем.

В тесных переходах дворца она (Феодосия) встречает заместителя постельничего, стряпчего с ключом, Константина боярина Бычкова. Наконец-то, оторвав взгляд от Псалтири и рукоделия, она обнаруживает наличие в этой жизни мужчин и влюбляется по самые уши. На долгие семь лет, пока брат не посочувствует влюбленным и не позволит им обвенчаться, скрывают молодые люди свою душевную тайну. Где встречались влюбленные, могли ли они вообще словом перемолвиться? Под покровом ночи тихая и богобоязненная Феодора ускользает из-под ока тетушки, пробирается в темный сад и ведет душеспасительные беседы с молодым боярином, держась обеими руками за белоствольную березку. Голливуд отдыхает.

Обратимся к документам. Что нам, собственно, достоверно известно о жизни Феодосии?

«Старина и новизна» — русский исторический сборник, издававшийся «Обществом ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III». Сборник выходил в Петербурге в 1897–1904 и в Москве в 1904–1917 годах по мере накопления материала. Вышло 22 т.

В томе 4 есть документ, перевод иностранной рукописи, «Дневник зверского избиения московских бояр в столице в 1682 году и избрания двух царей Петра и Иоанна». В рукописи фраза: «Феодосия, моложе царя Феодора и старше Иоанна; в настоящее время проживает у своей тетки Татьяны; набожная, как монахиня». Напоминаю, 1682 год. По версии господина Бычкова, Феодосия уже два года должна быть боярыней Бычковой, а она всё еще царевна, да и живёт, почему-то не в вотчине мужа-боярина (село Вознесенское), а у тётушки.

У Соловьева С.М. (том 13, книга 7, в сносках на стр.634) упоминается, что «в 1685 году из Новгородского приказа взяты деньги для царевны Софьи, вслед за тем же для царевны Екатерины; для нее оттуда же в 1686 г.,; в том же году опять для нее и для царевны Феодосии; в том же году для царевны Софьи из разных оброчных доходов  отпущено 2000 р. И т.д. Приказные дела означенных годов в Моск.арх.мин.ин.д.» Вот и упомянута в документах царевна Феодосия наравне со своими сестрами Софьей и Екатериной.

В 1686 г., судя по выписке из документов, приведенным С. М. Соловьевым, царевне Феодосии выплачено из казны содержание. С какой стати выплачивать содержание из казны боярыне, пусть даже бывшей царевне? Кстати, в документе она и названа царевной, никакого другого статуса не обозначено.

По версии господина Бычкова «Феодосия искренне любила своего мужа и писала ему письма, полные любви и преданности, когда они находились в разлуке». «После того, как единокровный брат Феодосии Петр I вырвал власть из рук сестры-правительницы Софьи, Константин Бычков и царевна Феодосия Алексеевна добровольно удалились в вотчину Феодосии, расположенную около города Александрова Александровского уезда Владимирской губернии. Прежде имение носило название Богоявленское, но царевна переименовала его в честь мужа, назвав Константиновское». Однако!

Вот и венчание, видимо, там состоялось, рядом с имением (вотчиной) царевны. Как это я проглядела! Кстати, а почему молодые поехали жить в имение жены, а не мужа?

Село Константиново в Александровском уезде действительно есть. Только в 1650 году Алексей Михайлович передал его в Троице-Сергиев монастырь. О том, что село называлось как-то иначе, сведений нет.

Бедная Феодосия, добрая и беззлобная душа, потерявшая маму в семь лет, никто из так любимых ею сестёр, судя по всему, на венчании не присутствовал, потому как ни в одном документе об этом не упомянуто. А ведь документация при дворе велась самая тщательная, вплоть до того сколько и какой рыбы подано к царскому столу.

Из истории царевны Феодосии мы можем достоверно знать лишь одно. В 1698 году она приняла постриг под именем Сусанна. Умерла в 1713 году и похоронена согласно пожеланию в церкви Сретения Господня в городе Александров Владимирской области в одной усыпальнице с сестрой Марфой (монахиней Маргаритой). До наших дней усыпальница не сохранилась.



По версии господина Бычкова, супруга его предка, Феодосия, удалилась в монастырь лишь став вдовой, в 1709 году.

Так что это – миф или красивая легенда, имеющая под собой некое основание? Желание господина Бычкова быть причастным к царскому роду? У четы бояр Бычковых родились четыре дочери, бывшие замужем, так что вряд ли господин Бычков мог быть прямым потомком царевны Феодосии. Если у неё были внуки, наверное, фамилия дедушки им не досталась.

Известно достоверно лишь одно: некий боярин Бычков служил дому Романовых, женился в своё время на некой Феодосии, прожил с ней почти три десятка счастливых лет, нажил четырех дочерей. А была ли эта Феодосия царевной, кто знает.

Послесловие.  Прочитав первые комментарии и исправив досадную ошибку я пришла к выводу, что нужно подвести итоги.

Во всех исторических научных и околонаучных изданиях указывается на то, что царевна Феодосия в 1698 г. стала монахиней и умерла в 1713 году.

В 1682 году о ней говорится, что Феодосия проживает у тетки Татьяны "набожная как монашка". Тетка Татьяна - Татьяна Михайловна, дочь царя Михаила Федоровича.

Согласно официальным документам в 1686 году из казны выделяются деньги на содержание царевны Феодосии (не боярыне Бычковой).

По версии господина Бычкова в 1680 году Феодосия вышла замуж и стала боярыней Бычковой.

Феодосия Бычкова в 1709 году стала монахиней, после смерти мужа. Не знаю, как ей это удалось имея на руках 12-летнюю дочь.

Село Константиново никогда не называлось Богоявленским.

Я прочитала исторические изыскания Бычкова Ф. М. стр. 19, 25. (есть в свободном доступе). Никакими конкретными документами они не подкреплены, основаны на словах, передающихся в семье легендах, вещах и документах не атрибутированных.

Я не утверждаю, что такового не могло быть. Я указываю на несоответствия.

Спасибо всем, кто прочитал.


10 комментариев:

  1. Grazie per aver condiviso questa storia così interessante.
    sinforosa

    ОтветитьУдалить
  2. Марина, я изучаю историю России, благодаря Владимиру Мединскому. Интересна история царевны Феодосии. Но если она дочь царя Алексея Михайловича и сестра царя Фёдора (а значит и Петра Великого), почему её брата звать Фёдор Михайлович, если он был Фёдор Алексеевич.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Марина. Прекрасные размышления. Я тоже часто думаю о том, а так ли достоверно то, что нам преподносят в качестве исторических фактов. Я даже с сомнением отношусь к сохранившимся записям летописцев. А насколько он, летописец, был объективен? Ведь, он видел и описывал ситуацию наблюдая ее со своей стороны. В нашей семье была одна история, которая передовалась из уст в уста как очень романтичная. Фильмы бы про это снимать. И, возможно, она так бы и переходила из поколения в поколение, если бы мне неожиданно не довелось узнать ее глазами других участников. И, все! Розовый замок -в хлам! А ведь, встреча с новым участником драмы - это чистая случайность. И вот я думаю, насколько объективны летописцы? Насколько глубоко они владели информацией? Не опирался ли и Нестор на слухи и мифы? Не поиукрашал ли он историю исходя из личных симпатий и антипатий? Увы, этого не узнать. Но, то что настоящий историк -это сыщик, детектив - это точно. Спасибо, Марина, за интересную тему и возможность поразмышлять.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В каждой семье есть такая история, наверное. И, конечно, да - человек, описывающий происходящие события излагает их так, как он понимает, видит, как к ним относится. Впрочем, есть источники, и историки их считают самыми достоверными, в которых нет личностных оценок. В них излагаются лишь факты. Т.е. в таком-то году произошло данное событие, такие-то люди участвовали и никаких оценок данного события.

      Удалить
  4. Интересные исследования и размышления, Марина! И вроде бы истории 1880 можно доверять, а с другой стороны - совсем даже нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, истории, можно доверять. Но здесь речь идет не об истории. Официальная история говорит о том, что ни одна из дочерей Алексея Михайловича замужем не была. Но некоему Бычкову очень хотелось, чтобы в его родословной была хоть капля царской крови и он начал свои исследования.
      Это такой же миф, как легенда о выжившей Анастасии. Анастасий был добрый десяток. Теперь это легенда. Были в 90-х найдены останки царской семьи, проведена генетическая экспертиза и установлено, что Анастасия погибла в 1918 году.

      Удалить
  5. Марина,спасибо! Грандиозное исследование! Прочитано и проработана гора литературы! Снимаю шляпу! Действительно, при чтении ряда опусов я всё время ищу сноску на документ, архивный. Ибо в архивных джокументах запечатлены и то, что глазами очевидца. Только вот что он видит?! Прекрасное исследование, интересное, согласна,детективное! Завораживает материал, а истина где-то рядом! Нвое исследование противоречие! Изумительно! Спасибо!

    ОтветитьУдалить